Главная  /  Новости  / Новости редакции / СМИ о ситуации вокруг Федерального перечня учебников

СМИ о ситуации вокруг Федерального перечня учебников


Антимонопольная служба поддержала сокращение Федерального перечня учебников
Исключив учебники издательского дома «Федоров» из Федерального перечня учебников, Минобрнауки не нарушало антимонопольное законодательство. Такое решение вынесла Федеральная антимонопольная служба
(Pro-Books.ru)

 

DURA LEX, SED LEX, или о пользе работы с источниками
Бессмертное выражение древних, вынесенное в заголовок, «Закон суров, но это закон» пришло мне на ум в связи, как говорят юристы, «со вновь открывшимися обстоятельствами». По весне мы со многими из вас стали не только свидетелями, но и активными участниками развернувшейся битвы за спасение УМК ряда ведущих издательств страны
(histrf.ru)
 

Фирма обжаловала отказ во включении ее учебников в федеральный перечень
ЗАО "Издательский дом "Федоров" (Самара) подало в арбитражный суд Москвы иск о признании незаконными действий Минобрнауки РФ по невключению 38-ми его учебников в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих госаккредитацию образовательных программ.
(«Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ)»)

 

Принудительное «Просвещение»
Минобрнауки утвердило федеральный перечень учебников. Как и ожидалось, в нем не оказалось многих образовательных материалов, авторами которых являются Петерсон, Гейдман, Граник. Также в перечень не вошли учебники системы Занкова, ученика выдающегося психолога Льва Выготского. На следующей неделе издательства «Федоров» и «Титул» подают в суд на Минобрнауки, иски издательств «Баласс» и «Мнемозина» уже рассматриваются.
(«Газета.Ру»)

 

От «логики закона» - к беззаконию. Двойные стандарты Минобрнауки
9 апреля 2014 г. «Интерфакс» опубликовал статью «Минобрнауки в вопросе составления перечня учебников заняло жесткую, но вполне понятную позицию - эксперты». Приведенная в статье информация частично не соответствует действительности, никоим образом не отражает мнения всех сторон конфликта, ущемляет права и законные интересы авторов учебников и издателей.
(Полит.ру)

В методическом порыве: Минобрнауки вчиталось в школьные учебники

Чем обусловлено сокращение учебников — борьбой за качество образования или переделом рынка?
(«Коммерсантъ-Власть»)

Битва за учебники в Удмуртии? Нет, за качество образования!
Раз в пять лет для школьного образования России составляют федеральный перечень учебников. 1 апреля ожидался приказ об утверждении нового перечня учебников на 2014-2015 год, составленного Научно-методическим советом по учебникам при Минобрнауки России. Однако этот срок не выдержан. Общественная палата РФ предлагает не спешить с утверждением перечня, а в образовательной среде с февраля не утихают волнения.
(«Удмуртская правда»)

Скандалы, интриги, учебники: Кому выгодны новые правила оценки школьной литературы

Вокруг школьных учебников кипят нешуточные страсти. Новый порядок их экспертизы, который заработал в этом году, призван был, как утверждало Минобразования, улучшить их качество. Но учителя и родители, подписывающие петиции против нового порядка, убеждены, что их детей лишили лучших учебников в пользу стандартной продукции издательства «Просвещение».
(«Коммерсантъ-Деньги»)
  

В Сибирских регионах изменение списка учебной литературы восприняли неоднозначно
Как в Сибирских регионах отреагировали на уменьшенный список?
(Вести Сибирь)

 

России грозит катастрофа в образовании
О том, почему новый федеральный перечень учебников противоречит интересам общества и государства, на пресс-конференции в московском офисе "Росбалта" рассказал первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин. "Если поставлена задача улучшения качества, не надо подменять цель. Цель улучшения качества была подменена другой, а именно — искусственным сокращением количества", — заявил депутат. Он призвал министра образования и науки либо принять личное решение о включении в перечень всех учебников, которые получили положительные экспертизы, либо повторно созвать научный методический совет и принять решение в интересах российского образования.
(ИА «Росбалт»)

 

Скандал небывалого масштаба с федеральным комплектом учебников
«Родительское собрание» на Эхо Москвы: «Вредные учебники: за что их не пускают к детям?»
(Эхо Москвы)
 

Развивающие учебники выдавили из российского образования
Школы оказались между молотом сокращения федерального перечня учебников и наковальней закона о непрерывности образовательных программ.
(«Православие и Мир»)
 

Из нового федерального перечня исчезли лучшие учебники
Издательства и авторы, чьи работы были исключены из обновленного списка изданий, рекомендованных для школы, предсказывают отечественному образованию колоссальные потери и готовят жалобу в Федеральную антимонопольную службу.
(РОСВУЗ)

 

Развивающая система Занкова и «Школа 2100» могут не войти в перечень учебных программ
Педагогическая общественность недоумевает, что самые распространенные программы в начальной школе – развивающая система Занкова и «Школа 2100» – не вошли в проект этого перечня. Есть вероятность, что первоклассники в новом учебном году не будут заниматься по этим программам.
("Волгоградская правда.ру")

 

Общественники поставили под сомнение состав федерального перечня учебников
Не исключен риск выявления коммерческой составляющей – ведь удаление из перечня одних передает львиную долю книжного рынка другим. Кроме того, как быть тем, кто уже начал учиться по исключенным линейкам?
(Гражданская инициатива за бесплатное образование)

 

Министерство образования и науки РФ отказалось от учебников, на которых специализировался издательский дом «Федоров»
Отказ Министерства образования и науки РФ от учебной литературы по системе Л.В. Занкова может привести к закрытию ИД "Федоров".
(НИА Самара - новости)

 

Запрещённые учебники
Из перечня 2014-2015 года исключены более 130 учебников, в том числе математика для начальных классов Людмилы Петерсон и популярный учебник Happy English. Государственные эксперты утверждают, что «Содержание учебников не способствует формированию патриотизма».
(“BESTTODAY”)

 

Хорошие учебники оказались «за бортом»
В федеральный перечень не вошло множество популярных, известных и проверенных временем учебников, что спровоцировало резкое недовольство в учительской и родительской среде.
(Росбалт)

 

Скандальная экспертиза. Учебники «увольняют» по надуманным поводам
С резкой критикой такого решения теперь выступил почти весь Общественный совет министерства.
(«Высшая школа пиара»)

 

Нижегородские учителя обратились к министру образования РФ с просьбой пересмотреть вопрос исключения учебников по системе развивающего обучения Занкова из Федерального перечня учебников
(«НТА-Приволжье»)


Важно, что нижегородские учителя понимают необходимость участия в процессе организации образования
(«НТА-Приволжье»)

 

Омские учителя выступили против исключения учебников Занкова из школьной программы
(Информационное агентство «ОМСКРЕГИОН»)


Педагоги и родители учеников протестуют против нового перечня учебников
(Еженедельная газета «Вечерний Барнаул»)
 

Школы избавят от непатриотичных учебников
Минобрнауки отказалось возвращать в федеральный перечень школьных учебников исключенные оттуда книги. Об этом сообщила в среду замминистра Наталья Третьяк на заседании Общественного совета при министерстве.
(Газета «Новые Известия»)

 

Непатриотичная математика
Общественный совет Минобрнауки жестко раскритиковал ведомство за новый федеральный перечень учебников.

(Газета.Ру)

 

Педагогическое сообщество потребовало от министра образования защитить систему обучения Л.В. Занкова
Неравнодушные к развитию системы образования и обеспокоенные сложившейся ситуацией обратились к министру образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанову с просьбой инициировать пересмотр решения, вынесенного Научно-методическим советом по учебникам Минобрнауки РФ.
(Сетевое издание KM.RU)

 

Количество школ, использующих учебник, не главный критерий для включения его в федеральный перечень
Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов считает, что не все популярные учебники достойны включения в федеральный перечень школьных учебников
(Сетевое издание «Интерфакс»)

 

Учебники системы Занкова исключили из нового перечня Минобрнауки
Наталия Нечаева, Научный руководитель Федерального научно-методического центра им. Занкова АПК и ППРО рассказала «РГ», что авторы отклоненных учебников больше всего удивлены тем, что им не сказали открыто, что именно не устроило совет.
(Новости Mail.Ru)

 

За что убрали Занкова
На самом деле писать на тему учебников чрезвычайно трудно. Потому что здесь очень тесно переплетаются частный и государственный интересы. А значит, корыстный и общезначимый одновременно. Остается напомнить, что еще в конце 1990-х убивали гендиректоров и коммерческих директоров издательств, занимающихся изданием школьных учебников. Поэтому говорить о настоящем положении дел на диктофон или камеру здесь редко кто решится.
(«Независимая газета»)

 

Издательствам дадут второй шанс попасть в Федеральный перечень учебников
Издатели учебной литературы, чьи учебники не попали в Федеральный перечень по недостаточно обоснованным причинам, добились того, чтобы им разрешили исправить технические недочеты. Министр образования и науки Дмитрий Ливанов заявил, что Федеральный перечень учебников внесут те издания, которые нарушили формальные процедуры подачи документов в Научно-методический совет Минобрнауки.
(ФАС России)

 

Минобрнауки меняет курс
Новый федеральный перечень учебников, представленный на утверждение Минобрнауки, встревожил многих экспертов. Деятели науки считают, что новый список исключил именно те учебники, которые «лучше всего соответствуют новым стандартам образования», пишет «Газета.Ru».
(Электронная газета «ВЕК»)

 

В учебнике математики обнаружены три непатриотичных поросенка
Эксперты Российской академии образования не пропустили в Федеральный перечень учебников для школ на 2014/15 учебный год пятую часть книг. Причем каких! Например, от детей убрали куда подальше известные учебники математики Людмилы Петерсон и учебники по системе развивающего обучения Леонида Занкова. Хотя по ним учились уже несколько поколений младшеклассников. Зато откровенно слабые книжки проверку прошли...
(ЗАО «ИД «Комсомольская правда»)

 

В Алтайском крае с нового учебного года школьники будут заниматься по другим учебникам
Министерство образования и науки не включило в федеральный перечень ряд учебников. Это значит, что учиться по ним со следующего года будет нельзя. Большинство этих учебников востребованы, а потому книжные сети Алтайского края уже закупили издания, сообщили вчера «Вести Алтай». Теперь в книжных магазинах подсчитывают убытки, а учительская общественность края поддерживает петицию в Министерство образования в защиту исключенных учебников.
(ПолитСибРу)


Амурские учителя и младшеклассники могут остаться без учебников Занкова
Почти 2 000 амурских младшеклассников с 1 сентября, возможно, будут заниматься по новой учебной программе. Из федерального перечня исключили учебники, разработанные по образовательной системе Леонида Занкова. Если до 1 апреля учебники так и не войдут в перечень, то учителям и детям придётся учить и учиться по-новому.
(ИА «Амур.инфо»)

 

Уйдет ли система Занкова из школы?
Минобрнауки исключил из нового федерального перечня несколько популярных учебников. Среди отклоненных пособий - книги Занкова, которые использовались в развивающем обучении. Как это может отразиться на учебном процессе в Бурятии?
(Телекомпания «Тивиком»)

 

Самарское издательство «Федоров» готово судиться с Минобрнауки из-за учебников Занкова
Государственную экспертизу все 42 пособия прошли успешно, но их отказались внести в ведомственный список из-за предоставления вместо оригиналов нотариально заверенных копий документов.
(ТРК «ТЕРРА»)

 

Минобрнауки даст время на исправление ошибок издателям учебников
Министерство образования и науки РФ даст время на исправление ошибок издателям учебников, не попавших в федеральный список из-за процедурных нарушений. Об этом сообщил журналистам глава ведомства Дмитрий Ливанов.
(Государственный интернет-канал «Россия»-«Культура»)

 

Педагоги протестуют против исключения учебников Л. Петерсон и Л.В. Занкова из федерального перечня
Минобрнауки РФ уже заявило, что официальный перечень сокращается примерно в 2,5 раза. Однако, педагоги громко протестуют: по их мнению, необоснованно не прошли проверку учебники Л. Петерсон и Л. Занкова.
(«Учительская газета»)
 

В России могут запретить получать образование по лучшим российским учебникам
Российское школьное образование может оказаться на грани катастрофы — такие громкие заявления экспертов заставил сделать новый федеральный перечень учебников, который собирается утвердить Минобрнауки.
(Газета.ru)

 

В России могут попасть под запрет лучшие учебники
По итогам предварительного этапа - заседания научно-методического РАО - в перечень не вошли большинство учебников, выпускаемых издательствами, не входящих в холдинг "Просвещение".
(Информационное агентство «СИА-ПРЕСС»)

 

Формирование Федерального перечня учебников не обошлось без скандала
(Поволжский Образовательный портал VEDU.RU)


Учебники системы Занкова могут исключить из федерального перечня учебников
Учитывая, что со следующего года МАОУ СОШ № 1 в Радужном переходит на эту систему обучения, новость отнюдь не радостная.
(«Новый Тамбов»)

 

Педагоги РФ просят вернуть самарские учебники в федеральный перечень
Учебники по системе Л.В. Занкова попали в число 136 "нерекомендованных" для перечня изданий.
(Сетевое издание «РИА Новости»)
 

Учебники, по которым детям учиться интересно, могут не попасть в школы

Разгорается скандал вокруг итогов Научно-методического совета Минобрнауки в части формирования федерального перечня учебников на 2014/15 год: издательства протестуют против необоснованных решений, академики покидают президиум РАО.

Министерство образования и науки РФ — едва ли не самый отважный экспериментатор России. Ежедневно министерство порождает приказы и регламентирует новые правила, по которым следует жить и работать сопряженным с ним учреждениям. Зачастую распоряжения министерства противоречивы, но от этого только веселее. Поочередно веселятся то поступающие в вузы, то преподаватели разных образовательных уровней, а вот с конца февраля веселье постучалось в двери производителей учебников.

Самарский ИД «Федоров» — единственное в России предприятие, издающее учебники по программе академика Л.В. Занкова. Система Занкова имеет государственную аккредитацию, по ней учатся 13% младшеклассников в стране. Если традиционные развивающие программы ведут ребенка от простого к сложному, то Занков призывает двигаться от сложного к простому; это называется «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности». Программа забегает вперед, чтобы было не скучно и хотелось продолжать. Детям хочется продолжать. Министерству — нет.

Сделать учебник — само по себе непросто. Это только кажется, что «жи-ши» пиши с буквой «и», «не» с глаголами — отдельно, и все в порядке, но Минобрнауки создает приказ (№1047 от 5 сентября 2013 года) в тридцати развернутых пунктах. Приказ признает все ранее вышедшие приказы министерства утратившими силу. Из приказа следует, что каждый учебник должен предстать на Научно-методическом совете министерства (это ново). Для этого учебнику требуются заключения научной, педагогической, этнокультурной, религиозной и общественной экспертиз. Пункт 22-й приказа — самый важный. Вот такой: «Совет принимает решение не рекомендовать включать учебник в федеральный перечень учебников в следующих случаях:
— материалы поступили в Минобрнауки после 15 февраля 2014 года;
— не представлено экспертное заключение хотя бы на один учебник;
— установлены факты, подтверждающие нарушение процедуры прохождения экспертизы учебника;
— представлен неполный комплект материалов».

И вот Издательский дом «Федоров» все это последовательно предпринимает. Кропотливо собирает экспертные заключения. Формирует пакет документов. 13 февраля 2014 года предоставляет этот пакет (42 учебника) к рассмотрению на Научно-методическом совете. Документы в Москву доставляет лично директор ИД «Федоров». Документы принимает работник министерства. На руках у директора издательского дома имеются как оригиналы экспертиз, так и нотариально заверенные копии. Работник министерства предлагает сдать нотариально заверенные копии и принимает их по всей форме. Это важно! Итак: были и оригиналы, и копии. По указанию ответственного за прием документов лица сдаются копии. И все в порядке вроде бы. Не в порядке.

Согласно резолюции Научно-методического совета, ни один из предложенных ИД «Федоров» учебников не вошел в федеральный перечень именно потому, что отсутствовали оригиналы заключений педагогических экспертиз. И конечно, за тринадцать дней служащие министерства не улучили момента, чтобы проинформировать издательство о предположительном нарушении.

Был такой юмористический журнал «Крокодил». Большой любовью читателей пользовалась крокодильская рубрика «Нарочно не придумаешь» — фотографии реальных нелепостей, имеющих место. Сюжет оттуда. Объявление в бане: «Ценные вещи оставлять банщице. За оставленные ценные вещи банщица ответственности не несет». Это было очень смешно. Но Министерство образования и науки не перещеголять. «Сдавайте копии документов. Засчитывать будем только оригиналы», — оживленно сообщает министерство постфактум.

Впрочем, у министерства имеются и другие способы укрощения: у издательства «Баласс» экземпляры учебников со всем необходимым сопровождением просто не были приняты, без каких-либо комментариев; издательству «Титул» сообщили, что их пакет документов (предварительно одобренный очередным ответственным работником) неправильно укомплектован, издательству «Мнемозина» заявили о нарушениях прохождения экспертизы — опять же без комментариев.

В результате в федеральный перечень целиком не попали все учебники, представленные компаниями «Баласс», ИД «Федоров», «Мнемозина» и «Титул». Издатели сочли действия Минобрнауки заранее спланированными и противозаконными. Разосланы письма высоким чинам. Подготовлено и отправлено заявление в Федеральную антимонопольную службу. Учителя, работающие по системе Занкова, бушуют на форумах — невключение в федеральный план фактически означает конец обучению по занковской программе. Академик Александр Асмолов пишет заявление о выходе из президиума РАО в связи с «отрицанием ценности идеи вариативного образования». Издательствами будут составлены и поданы судебные иски.

ИД «Федоров» уверен, что выиграет дело — на руках у издателя уже есть заключения экспертов-юристов о неправомочности действий министерства. Но суд — процедура небыстрая. 1 апреля уже будет опубликован список учебников, рекомендованных к использованию. Даже одержав победу в суде, издательства уже не имеют шансов увидеть свои учебники в этом списке. Передел рынка производителей учебников можно считать свершившимся?

Иногда мы стремимся повторять сложносоставленные, профессионально сбитые слова и выражения: факты нарушения прохождения экспертизы, несоответствующая нормативам документация, нотариально заверенная копия и т.д. А ведь все так просто. Издавать учебники в России выгодно, несмотря на всю общую муторность процесса и непредсказуемость Минобрнауки. Стать лучшим и конкурировать в честной борьбе — долго, скучно и трудно. Гораздо легче крепко дружить с кем-то из министерских чинов, и подкреплять дружбу финансово. А первоклассники с их ранцами и тетрадками в косую линейку? Ну, в конце концов, не все ли равно.

Материал опубликован в «Новой газете»


В масштабном сокращении списка пособий эксперты видят лоббирование интересов издателей.

Министерство образования и науки подготовило приказ об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ начального, основного и среднего общего образования на 2014/15 учебный год. Согласно приказу, на данный момент в перечень вошло менее 1,5 тыс. учебников, однако список еще не до конца сформирован. Ранее перечень рекомендованных учебных пособий насчитывал свыше 3 тыс. изданий, однако после проведения нескольких проверок в ведомстве решили сократить список почти в два раза. Помимо этого образовательные учреждения теперь смогут выбирать учебники только в рамках утвержденного списка — ранее такого ограничения не было.

— Порядок формирования федеральных перечней учебников был изменен в сентябре 2013 года. В первую очередь это связано с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу 1 сентября 2013 года. Законом закреплено, что общеобразовательные учреждения имеют право использовать в образовательном процессе только те учебники, которые входят в федеральный перечень учебников. Раньше он формировался по результатам двух экспертиз — научной и педагогической. При этом существовала только функция включения в перечень и не было предусмотрено возможности исключения, — пояснили в пресс-службе Минобрнауки.

В ведомстве также отметили, что перечень учебников будет формироваться раз в три года, а ежегодный пересмотр перечня, как это было раньше, видится неэффективным. Еще одно новшество — процедура исключения учебника из перечня при выявлении его несоответствия требуемым нормам. Школы не сразу будут обновлять учебники. В Минобрнауки отвели переходный период на замену учебников, которые были приобретены образовательными учреждениями, они будут использоваться, пока не истечет срок износа (в среднем он составляет 5 лет).

Согласно новому списку, для начальной школы (1–4-й классы) составлен список учебников по русскому языку (61 учебник, включая буквари), литературному чтению (36 учебников), иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский и финский; 49 учебников), математике (44 учебника), обществознанию и естествознанию (36 учебников), основам религиозных культур и светской этики (15 учебников), изобразительному искусству (36 учебников), музыке (37 учебников), технологии (43 учебника) и физической культуре (24 учебника).

В основной школе (5–8-й классы) список учебников более обширный: по русскому языку (34 учебника), литературе (35 учебников), иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский и итальянский; 101 учебник), истории России (20 учебников), всеобщей истории (26 учебников), обществознанию (20 учебников), географии (31 учебник), математике (31 учебник), алгебре (33 учебника), геометрии (16 учебников), информатике (13 учебников), физике (24 учебника), биологии (60 учебников), химии (17 учебников), изобразительному искусству (19 учебников), музыке (14 учебников), труду и ведению дома (28 учебников), физкультуре (11 учебников) и ОБЖ (17 учебников).

В «списке литературы» для среднего общего образования (9–11-й классы) сразу же бросается в глаза разделение учебников на две подкатегории — базовый и углубленный. Это вписывается в концепцию Минобрнауки, согласно которой уже в 2015 году Единый государственный экзамен будет разделен на два уровня: базовый и профильный. Так, при поступлении в технический вуз абитуриенту придется сдавать профильную математику и базовый русский язык. А при поступлении в гуманитарные высшие учебные заведения будущему студенту придется сдать профильный русский язык и базовый уровень математики.

Сейчас задание ЕГЭ состоит из трех блоков: A (тесты с вариантами готовых ответов), B (требуется ответ из одного или нескольких слов, букв или чисел), C (требуется развернутый ответ). По задумке ведомства в базовый вариант войдут задания блока B, в профильный — A и C.

Учебники были разделены следующим образом: русский язык и литература (20 базовых и 3 «углубленных» учебника), иностранные языки (17 базовых и 9 «углубленных» учебников), всеобщая история и история России (15 базовых и 9 «углубленных» учебников), география (6 базовых и 4 «углубленных» учебника), экономика (7 базовых и 1 «углубленный» учебник), алгебра и начало математического анализа и геометрия (52 базовых и 10 «углубленных» учебников), информатика (4 базовых и 8 «углубленных» учебников), физика (16 базовых и 9 «углубленных» учебников), химия (8 базовых и 8 «углубленных» учебников) и биология (14 базовых и 5 «углубленных» учебников).

Предметами, которые остались на «базовом уровне», стали: естествознание (6 учебников), физическая культура (4 учебника), экология (4 учебника), ОБЖ (9 учебников), обществознание (6 учебников), право (2 учебника) и Россия в мире (2 учебника).

Также составлены отдельный список учебников для коррекционных образовательных учреждений (всего 173 учебника) и перечень учебников с учетом региональных и этнокультурных особенностей субъектов.

Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина не одобряет сокращения перечня учебников и усматривает в этом коррупционную составляющую.

— Мне совершенно не нравится такая тенденция. Если новым законом об образовании мы дали школам возможность формирования вариативных программ обучения, то стандартизируя и уменьшая количество учебников, мы отчасти забираем это право. Ведь если учебники прошли полную экспертизу нескольких структур и есть груз ответственности, то почему их не должно быть много? — негодует Абанкина.

Эксперт также отметила, что сокращение числа учебников также указывает на желание определенных компаний монополизировать рынок учебных пособий, чтобы заработать «огромное количество денег на поставках больших тиражей».

Сопредседатель межрегионального профсоюза учителей Андрей Демидов также опасается, что новшество введено не в интересах улучшения обучения детей, а в интересах определенных игроков рынка.

— Существует риск монополизации, когда одна или несколько компаний захватят все поле. Это плохо как с точки зрения качества, так и с точки зрения подачи материала. Когда есть конкуренция, есть и борьба за качество. Компании бьются за то, чтобы именно их продукцию закупали школы, — говорит Демидов. — Поэтому при составлении перечня лоббирование скорее всего было или как минимум могло быть, потому что это слишком большой кусок. Нужно совершенствовать экспертизу и проверки учебников, а не сводить линейку пособий до одного или двух названий.

Материал опубликован в газете «Известия»

Версия для печати

 
Методическая помощь

Курсы

Занковские чтения

Конкурсы

Марафон

Журнал "Практика образования"

Вебинары для учителей

Интернет-магазин

Внимание!

Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать администратору сайта, на почту

Для корректного отображения сайта просьба использовать браузеры Mozilla Firefox 3 и выше, Opera 9 и выше, Chrome, Internet Explorer 7 и выше.

Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

e-mail

пароль



Забыли пароль?