Главная  /  УМК  / Дополнительные пособия / Сделать доступным мир информации

Сделать доступным мир информации

Автор: Березина Э. В.


        Что такое «новая грамотность», «информационная культура школьника»? Как их формировать? Ответы на эти вопросы можно найти в выпуске 1: «Информационная культура младшего школьника как педагогическая проблема».
        «Основы информационной культуры закладываются в начальном образовании в период овладения элементами лингвистической и математической грамотности. При этом уже само понятие «грамотность» приобретает в информационном обществе особый смысл», – пишет автор пособия Т.Е. Соколова.
        «Чтение рассматривается как нахождение и восприятие информации посредством поиска, производимого в письменных и других источниках. Письмо – как создание объектов и установление связей в гиперсреде, включая все типы носителей информации. Арифметический счет связывается с конструированием объектов и действий в реальном мире и его моделях.
        Таким образом, «новая грамотность» уводит нас от запоминания фактов и правил с последующим исполнением рутинных инструкций, перенося основной акцент на способность отыскивать информацию, моделировать новые объекты и процессы, понимать и изобретать правила.
         ЮНЕСКО определяет понятие «новая грамотность» как сочетание осваиваемых детьми лингвистических, логико-вычислительных и коммуникативных навыков, умения работать с определенными материалами, орудиями умственного и физического труда, способности выполнять операции и процедуры... Мы вправе говорить о целенаправленном развитии способности учеников к работе с разными источниками и разными видами предоставления информации, при этом носитель информации, хотя и требует применения специальных умений, не играет принципиальной роли».

        Автор цитирует в пособии рекомендации ЮНЕСКО по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ): «Считать, что использование ИКТ – это сфера, за которую отвечает курс информатики или преподаватель этого курса, – значит вводить ненужное ограничение. Гораздо правильнее объединить ИКТ с изучением других дисциплин, построить этот предмет как часть деятельности разных учителей. Одним из несомненно удачных вариантов такого использования является объединение многих, если не всех предметов, включая информатику».
         В пособии «Информационная культура младшего школьника как педагогическая проблема» подробно и исчерпывающе рассказано, в каких областях школьной жизни ребенка можно развивать информационную культуру, как можно интегрировать информатику и базовые учебные дисциплины, приведены интересные результаты регионального эксперимента по формированию информационной культуры младших школьников, проведенного педагогами Мурманска.
        Удивительно, что обучение таким, казалось бы, скучным вещам, как составление информационного запроса, поиск по оглавлению нужного произведения, или составление каталога, можно превратить в увлекательную игру, в результате которой дети сами осознают важность и значимость приобретаемых ими умений, готовы совершенствовать их. Об этом рассказано в выпуске 2: «Библиотечные уроки в начальной школе».
         «Информационная культура предполагает мотивационную и операционную готовность учеников самостоятельно работать с информацией любого вида: текстовой, звуковой, графической.
         Мы не можем оградить ребенка от воды и, беспокоясь о его жизни и здоровье, учим его «самостоятельно держаться на плаву». Мы не можем оградить ребенка от растущего информационного потока. Должны ли мы позаботиться о том, чтобы он мог самостоятельно ориентироваться в нем, не рискуя захлебнуться? Роль гида для ребенка в море информации, на наш взгляд, обязан взять на себя педагог. Информационные вкусы, интересы, потребности, приемы рациональной (эффективной по способам и экономной по времени) работы с информацией – суть общеучебные знания, умения и навыки, которые призвана формировать школа. И, прежде всего, это связано с формированием и развитием читательских умений».

        Основным информационным источником в школе была и остается учебная книга. Учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, словарями, использовать научно-популярную литературу надо в школе. Когда и как?
         Спецкурс «Библиотечные уроки в начальной школе» дает ответ на эти вопросы. Цель занятий: формирование библиографических умений (подбор литературы по заданной теме; использование словарей, справочников, энциклопедий; сужение круга поиска информации рациональными приемами и пр.). Время проведения – 2–4-й класс. Время проведения для каждого класса – любые две четверти (по графику, с учетом загруженности библиотеки).
        В качестве примера предлагаем вашему вниманию фрагмент одного из занятий.
        «Знакомство с рациональными приемами информационного поиска.
– Представьте себе, что учитель дал вам задание подготовить на урок естествознания маленькое сообщение о природе Кольского полуострова. Но дома у вас таких книг нет. Вы пришли в библиотеку. Что дальше? Как вы поступите? (Дети расскажут о правилах формулирования информационного запроса библиотекарю, аннотациях и пр. – материал предыдущих уроков.)
         Учитель обращает внимание учеников на то, что даже в одной книге трудно найти отрывок, который может пригодиться на уроке. Еще труднее разобраться в нескольких книгах. Что же делать? Сколько сил и времени нужно потратить человеку, чтобы найти в книгах нужную информацию! Как вы думаете, можно ли ускорить, рационализировать эту работу? (Соображения детей.) Уточнения учителя: чтобы ускорить процесс поиска информации, кроме аннотации, есть и другие важные способы быстрой ориентировки в книге (оглавление; иллюстрации и пр.)
        Под руководством учителя дети учатся работать с оглавлением, можно организовать эту деятельность по группам, и отмечают закладками найденные по оглавлению части книги. Можно положить несколько закладок в книгу, а потом, сопоставив найденные фрагменты, выбрать из них те, которые окажутся наиболее подходящими».

        В выпуске 3: «От наблюдения и описания к сравнению» проанализирована взаимосвязь и взаимозависимость трех составляющих любой учебной деятельности – наблюдения, описания и сравнения.
        «Сравнение – мыслительная операция, направленная на установление черт сходства и различия между объектами наблюдения. Так, бедность характеристик при сравнении двух объектов происходит от несформированности умения описывать объект. Описание же базируется на умении неторопливо и основательно наблюдать, используя для этого все возможные рецепторы…
        Известно: если ученик не владеет навыками познавательных операций настолько, что способен применять их по собственному желанию (и не только на уроке), то проявления познавательной инициативы, а значит, и качественного познавательного процесса не будет.
        Без способов деятельности нет результата; нет результата – умирает и интерес, а с ним и мотив. Круг замкнулся.
        Важно сформировать у учеников интерес не только к содержанию учебной информации, но и к способам добывания знаний».

         Развитие общеучебных умений рассматривается в этом выпуске пособия как технологическая процедура, в частности, подробно описана организация пооперационного обучения приему сравнения.
         В выпуске даны рекомендации учителям по планированию и включению в учебный процесс фрагментов экспериментальной программы «Тематические недели», представляющей собой систему упражнений, которые носят интегративный (объединяющий разные учебные предметы) характер.
        С широким спектром форм работы, нестандартных подходов к выполнению привычных заданий на уроках, прежде всего, на уроках русского языка знакомит автор в выпуске 4: «Информационно-поисковые умения. Познавательное общение в начальном образовании».
        «Целью изучения русского языка в школе является приобретение компетентности в сфере родного языка и речевого общения. Учитель может научить ученика конкретным технологическим приемам (как обучают приему составления поздравления или делового письма): толкованию понятий; правильной структурной организации сообщения (вступление, тезис, аргумент, доказательство).
        Прежде всего, на простых примерах учащиеся усваивают правила доступности речи: «говори только то, что понял сам», «говори о том, что интересно самому», «не используй в речи слова и выражения, мало понятные тебе самому», «все трудное, в том числе и правило, старайся объяснить своими словами».
        Однако чтобы дети слушали друг друга, они должны быть друг другу интересны. Мастерство учителя состоит в том, чтобы научить детей быть интересными собеседниками. Формированию этого умения способствуют игры-задания, в которых оттачиваются предметные знания, навыки работы со справочными материалами. Приведем несколько примеров.
        - Игра «Пароль» (проводится в начале учебного дня или перед уроком истории). Знатоки истории становятся на время игры «часовыми» на «границе». Пройти к своей парте «через границу» можно, лишь ответив на вопрос «часового»: угадать исторический термин по его толкованию, назвать дату события, имя исторического деятеля и пр. Если ученик не помнит ответ, он может тут же воспользоваться книгой, тетрадью, помощью одноклассников (желающих помочь всегда достаточно). Главное – не превращать игру
в экзамен.
        - Игра «Угадай слово». Один ученик (водящий) встает лицом к доске, другой – за его спиной показывает таблички с терминами, которым надо дать толкования. Ученики объясняют водящему значение слова, водящий по толкованию угадывает термин. Если слово угадано – табличку отдают водящему в качестве приза. Неудачные толкования коллективно исправляются. Ученик, предложивший неверное толкование слова, получает штрафное очко. Можно устроить на уроке соревнование между 2–3 командами (группами): кто больше угадает слов – тот больше получит призовых табличек. В игре участвует весь класс.
        - Игра «Эрудит» (разновидность предыдущей игры). На роль водящего приглашается наиболее эрудированный ученик. Класс делится на 3 группы. Группы получают от учителя (или сами выбирают) 3–4 исторических термина. За ограниченное время каждая группа должна уточнить, согласовать предельно лаконичное и верное объяснение каждого слова. Побеждает не водящий, а та группа
детей, чьи толкования были наиболее точными и позволили водящему правильно угадать все слова.
        - Дирижерская функция учителя. Пробуждая детскую инициативу, педагог вызывает к жизни стихию, с которой потом трудно справиться. Так, наверное, чувствует себя неумелый дирижер перед оркестром. Ученики – все! – хотят говорить.
        Постоянны коллизии: жестко взять инициативу в свои руки, подавляя детей, нельзя, все время «идти за оркестром» тоже нельзя – так неизбежно возникает проблема дезорганизации учебного процесса и невыполнения программы. Чтобы сохранить творческий стиль общения с детьми, выполнить учебный план, справиться с хронической нехваткой времени, учителю следует заранее предусмотреть многое.
        Чем активнее дети, тем труднее учителю руководить ими. В молчащей аудитории легко вести классный коллектив по накатанным рельсам. Там у учителя никто не отнимет возможности высказаться всласть. Но в том-то и необычность ситуации, что на интересном уроке, когда дети говорят взахлеб и рвут на части маленькое и очень дорогое учебное время, учитель сам, как ребенок, стремится высказаться. А ведь иногда нужна не речь, а всего одно, брошенное как бы вскользь, слово, чтобы дети сами пришли к открытию. Экономить время лучше всего, начиная с себя. Пусть больше говорят дети. Пусть они учатся думать, общаться. Учитель им в этом – первый помощник.
       Процесс развития речи младших школьников в системе Л.В. Занкова никак нельзя рассматривать, ограничившись рамками одного учебного предмета. Только комплексный подход к решению проблемы – через все учебные дисциплины – обеспечивает хороший результат».

        Предлагаемые автором формы работы помогают сделать процесс развития речи непрерывным, важным и интересным для ребенка.
        «Хорошо ли быть «почемучкой»?
        «Хорошо ли быть «почемучкой»? – спросила учительница учеников-первоклассников. «Плохо», – ответили они. «Почему, дети?» – недоумевала учительница. «Почемучки» показывают всем свою глупость и мешают родителям», – таков был единодушный ответ.
        «Вопрос ребенка – распахнутая дверь в познание» – известная истина. Но взрослые, вечно занятые, отталкивают от себя ребят.
        В классе появился конверт «почемучек».
        - Игровая ситуация «Непонятное слово».
        Висит в классе конверт «Непонятное слово». Хочешь узнать, что означает слово, – напиши его и положи в конверт. Ответят. Учительница ответит. Или на уроке – для всех. Или на перемене – для одного тебя.
Вот только слов много скопилось. Не хочет ли кто из ребят помогать учительнице? Конечно, хотят многие. Они уже знают, где искать ответы на вопросы: да там же, где ищет их учительница! В толковом словаре, в энциклопедии, в других книгах!
        Можно провести библиотечный урок «Понятное слово». А можно выпустить стенгазету.
        - Откуда слово выросло.
        Откуда слово выросло? Например, задача? Оказывается, из корня да. А родственники этого слова – и продавец, и издательство…
Из каждого слова можно вырастить целое дерево и украсить его словами. В тетрадях – целый лес волшебных деревьев с корнями
цвет, свет, гляд, вод (вода), вод (водитель), зим, земл, крас, син, зов, ряб… Соревнуемся – кто больше слов вырастит их одного корня. Малознакомые слова проверяем по толковому словарю.
Интересно наблюдать, как строятся слова из отдельных «кирпичиков»-морфем: приставки, корня, суффикса… Некоторые слова возникли так давно, что суффикс прирос намертво. (Пир – пирог, теперь это два самостоятельных корня).

        Школьное обучение – это систематический целенаправленный процесс по обучению ребенка рационализации приемов работы с учебной информацией через ее кодирование (в звуках, буквах, цифрах, рисунках, схемах и т.п.; реже – в мимике и жестах), перекодирование и хранение. Выпуск 6: «Кодирование и хранение информации» наполнен конкретными упражнениями, которые любой учитель может использовать в своей практике. Вот некоторые примеры.
         «Люди всей Земли используют мимику и жесты как способы кодирования информации. Мы можем нахмуриться, можем сделать строгое лицо, одобряюще подмигнуть, погрозить пальцем, приветственно помахать ладошкой. Люди, живущие в одинаковых с нами культурных традициях, поймут нас без слов.
         Мимика и жесты способны рационализировать процесс усвоения знаний. Мы, учителя, очень обедняем жизнь детей, ограничивая их двигательную активность. Между тем, упражнения с использованием на уроке мимики, жестов и прочих телодвижений могут быть не только забавны, но и очень полезны (как с физиологической, так и с познавательной точки зрения).
         - Упражнение «Ошибкоопасные слова».
         Упражнение предваряет написание подготовленного диктанта. Учитель (или ученик) медленно читает предложения будущего диктанта. Школьники слушают слово за словом. Если написание слов понятно – выражение лиц у слушающих довольное. Если встречается «ошибкоопасное» слово – слушатели хмурятся. Остается только выяснить: почему нахмурились, какая проблема существует в слове, каким должно быть правильное написание слова, как это доказать.
       Упражнение воспринимается учениками как игра, но при этом развивает орфографическую зоркость школьников.

       В пособии представлены также звуковые и графические способы кодирования информации, возможности их применения в конкретных ситуациях, технологическая цепочка обучения учащихся приемам кодирования информации в виде ролевых игр, конкурсов, практических работ, упражнений для самоподготовки. Особенно подробно рассмотрены формы работы (игры и игровые сюжеты) на уроках русского языка. Даны примеры уроков русского языка с использованием различных систем кодирования информации.

Журнал «Практика образования» №3/2010.

Версия для печати

 
Методическая помощь

Курсы

Занковские чтения

Конкурсы

Марафон

Журнал "Практика образования"

Вебинары для учителей

Интернет-магазин

Внимание!

Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать администратору сайта, на почту

Для корректного отображения сайта просьба использовать браузеры Mozilla Firefox 3 и выше, Opera 9 и выше, Chrome, Internet Explorer 7 и выше.

Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

e-mail

пароль



Забыли пароль?