Главная  / Система в регионах / Средняя школа №5, г. Губкинский, Ямало - Ненецкий автономный округ

Средняя школа №5, г. Губкинский, Ямало - Ненецкий автономный округ



 

 

Коллектив начальной школы

Муниципальную общеобразовательную среднюю школу №5, которая расположена в г. Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области представляет её директор, заслуженный учитель Российской Федерации Шаповалов Николай Ефимович. 

Муниципальная общеобразовательная средняя школа №5 расположена в г. Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа, который входит в состав Тюменской области.
Школа открылась 1 сентября 1989 года. Учащиеся школы - это в основном дети нефтяников, газовиков, строителей и бюджетников.
Город Губкинский - это небольшой (около 20000 населения), компактный городок со всеми службами, присущими статусу города. В городе на сегодняшний день есть 2 общегородских спортивных зала, 2 школы искусств, ДЮСШ, 3 дома культуры, 8 школ, из них 7 средних и одна коррекционная школа.
С первых дней существования школы было выявлено абсолютное нежелание большинства учащихся учиться.
Только в первой четверти на втором году существования школы 30% учащихся имели неудовлетворительные оценки, безответственность наблюдалась во всем: и по отношению к учебе, и к материальным ценностям школы, и в посещении занятий. Причин могло быть две:
- положение "временщика" от родителей передавалось детям;
- появилось платное обучение в ВУЗах.
Так как среди учителей, приехавших со всех концов Советского Союза, было много хороших специалистов, честных и порядочных людей, в школе удалось собрать немало единомышленников, которые с первых дней существования школы задумались над тем, как изменить ситуацию в лучшую сторону, как заинтересовать учащихся более качественно учиться. На то время качество знаний к концу учебного года составляло около 20%, то есть один из пяти учащихся учился на "4" и "5".
Во-первых, в школе было уделено внимание педагогическому сотрудничеству, т.е. были созданы условия, при которых в равной степени за хорошие показатели в учебе поощрялись и учащиеся и учителя, за счет спонсорских средств была введена стипендия для учащихся и разовые премии для учителей. Позднее совет школы учредил премии учащимся - победителям и призерам предметных олимпиад, спортивных соревнований, конкурсов и т.д. Параллельно награждались учителя, подготовившие победителей и призеров.
Результаты улучшились, отношение учащихся к школе, к учебному труду изменилось, но желаемых результатов, которые бы соответствовали потенциалам ученического и педагогического коллективов, достигнуто не было.
Тогда возникла идея в выборе педагогических технологий, благодаря которым удалось бы в большей степени улучшить отношение учащихся к учебному труду, изменить мотивацию в лучшую сторону с тем, чтобы более качественно осуществлялся учебный процесс и, естественно повысилось качество знаний.
Благодаря интересному и внедряющему новое в технологиях обучения, человеку творческому, не стоящему на одном месте, думающему, с высоким профессиональным уровнем - Халупчак Т.Е., которая работала в соседней школе, мы познакомились с развивающим обучением по системе Л.В.Занкова.
Так как это была инициатива школы то, естественно, все проблемы решала сама школа. И только в 1996 году было официально заявлено, что начальная школа переходит на методику развивающего обучения по системе Л.В.Занкова.
Научная и практическая деятельность педагогов нашей школы за время работы по системе Занкова позволяет сделать вывод, что качество и эффективность обучения повышается в том коллективе, где успешно решается проблема психолого-педагогического комфорта.
В первые годы работы школы по системе развивающего обучения классы формировались по желанию родителей.
По этой причине в традиционных классах было больше детей с низкой мотивацией к обучению.

% качества Занковский
Традиционный
1 класс 90% 54%
2 класс 78% 37%
3 класс 68% 60%


И тогда остро встала проблема перехода всей начальной школы на систему развивающего обучения; так как развивающее обучение доказало, что оно доступно любому нормальному ребенку. Более того, как показывает опыт, в школе, работающей по системе развивающего обучения, при значительно более сложном содержании учебного материала учиться ребенку гораздо легче, чем в традиционной школе. Этот парадокс объясняется тем, что усвоение знаний происходит на основе понимания существенных связей между явлениями, которые ребенок устанавливает сам в специально организованной поисковой деятельности. В обучении по системе Л.В.Занкова главным мотивом учения для ребенка становится интерес к познанию, у него формируются основы научного мышления, возникают интеллектуальные и личностные особенности, которых раньше не было. В начальном звене ребенок приобретает умение учиться - способность ставить и решать задачи по саморазвитию - что поможет ему в дальнейшей образовательной деятельности.
В классах, работающих по системе развивающего обучения, возникает такая социальная сфера, в которой ребенок утверждает себя в процессе учебной деятельности как личность, индивидуальность. Этому способствует содержание межличностных отношений, которые определяются совместной деятельностью, и эмоциональными связями. Об этом говорил и Л.В.Занков: "...условием расцвета способностей каждого отдельного школьника служит содержательная, бьющая ключом жизнь детского коллектива".
Известно, что в традиционной школе взаимоотношения учителя и ученика чаще всего деловые: учитель, субъект, руководит приобретением знаний, а ученик, объект, овладевает этими знаниями. В нашей же школе мы видим - учитель сам захвачен процессом познания, он внимательно слушает вопросы и ответы учеников, побуждает их к доказательству высказываемых ими суждений, сам охотно делится своими знаниями. Говоря словами Занкова " ...он не противостоит классу, а сливается с ним, не теряя в то же время авторитета руководителя, старшего товарища".
В системе Занкова, с ее высоким уровнем трудности предлагаемого материала, нет и не может быть условий для интеллектуальной пассивности. Здесь не даются знания в готовом виде; ученики должны добывать их самостоятельно под руководством учителя, который является, скорее всего, советником, консультантом, а не передатчиком знаний в готовом виде.
Анализ мотивации учения в начальной школе показывает, что на протяжении всего времени обучения остается неизменно высокий такой вид мотивации, как познавательный интерес (93%). 90,6% учащихся нашей школы с радостью идут в школу, у всех есть любимые предметы (результаты анкетирования родителей учащихся начальной школы УО).

Сравнительный анализ качества работы начальных классов 
("выход" 2001-2002 уч.год, "вход" 2002-2003 уч. год)

                      "ВЫХОД"
                         "ВХОД"  
класс рус.яз. матем. чтение класс рус.яз. матем. чтение Учитель
1-А 90% 71% 63% 2-А 63% 70% 75% Балыкина В.Н.
1-Б 64% 60% 47% 2-Б 58% 61% 48% Мирзахмедова А.В.
1-В 94% 84% 56% 2-В 65% 65% 65% Ибрагимова С.М.
2-А 76% 72% 63% 3-А 65% 61% 67% Варламова Н.А.
2-Б 60% 47% 74% 3-Б 60% 55% 71% Коваленко Е.В.
3-В 68% 55% 70% 4-А 54% 54% 52% Клочкова Н.Г.
3-Г 64% 63% 59% 4-Б 40% 57% 30% Васильева Л.Т.
3-А 60% 52% - 5-А 76% 55% - Лактионова В.А.
3-Б 70% 70% - 5-Б 75% 38% - Симак Н.П
4-Г 76% 58% - 5-Г 52% 80% - Васильева Л.Т.
4-Д 64% 70% - 5-В 62% 58% - Кравчук И.В.


Параллельно с внедрением развивающего обучения учителя школы искали новые пути создания самых благоприятных условий для учащихся I-й, II-й и III-й ступеней обучения, для чего нужно было создать такую обстановку, чтобы дети шли в школу и не боялись, что у них заберут ручку, деньги или другую, значащую для них вещь, чтобы дети не боялись, что их обидят старшеклассники или учащиеся других школ.
Вот тогда и родилась идея проводить совместно занятия в кружках и студиях с разновозрастными категориями учащихся.
Так в школе появился театр мод "Модус", где учащиеся всех ступеней и мальчики и девочки разрабатывали, изготавливали и готовили к демонстрации различные виды как мужской так и женской одежды под руководством прекрасного специалиста Трещаловой Татьяны Юрьевны (в настоящее время живет и работает в г. Москве).
Под руководством актера 1-й категории Гильманова Исмагила Гумаровича была создана театральная студия "Диалог", в которой занимаются учащиеся всех ступеней и даже выпускники школы, начиная с кукольных представлений, где участвуют малыши; "Маугли", где актеры уже пяти- и шестиклассники; "Ромео и Джульетта", "Северозападнее Берлина" и другие, где актеры старшеклассники и выпускники.
Под руководством хорошего специалиста Чашниковой Веры Петровны в школе работает кружок здорового образа жизни, где учащиеся не только занимаются пропагандой здорового образа жизни, но и сами приобретают навыки профилактического массажа и хотя в этом кружке занимаются только старшеклассники для создания благоприятной обстановки в школе этот кружек вносит ощутимую лепту.
На базе школы была создана студия народного танца, воспитанники которой в качестве ансамбля "Северное сияние" уже в 1997 году под руководством заслуженного деятеля культуры Украины Гулака Александра Ивановича стали победителями международного конкурса народного танца в городе Варна. В настоящее время студия переросла в школу народного танца, где занимаются дошколята (дети пятилетнего возраста) и учащиеся всех ступеней.
Эти внеклассные занятия дали возможность выработать в школе чувство семьи, где старшие помогают младшим. Особенно это проявляется во время выступлений. Так при демонстрации мод старшеклассники готовят малышей, а малыши в свою очередь оказывают помощь старшеклассникам. Выступая на концертах, особенно во время смены костюмов, в ансамбле тоже идет взаимовыручка, кроме того, старшеклассники ведут у малышей по поручению хореографов занятия. Учащиеся старших классов, которые обучаются профилактическому массажу, проходят практику на учащихся младших классов, что в большей степени способствуют установлению дружеских отношений между учащимися младших и старших классов.
Таким образом, перечисленные мною виды внеклассной работы позволяют решить две проблемы одновременно:
1. Учащиеся всех ступеней заняты в свободное от учебы время полезным делом и заинтересованность ребят в этих занятиях большая, так как она ведется на результат:
* демонстрация мод во время праздников;
* выступления театра не только во время праздников, но и участие в различных конкурсах, где участники уже завоевали много наград;
* выступление ансамбля народного танца - это праздник для всего города.
2. И самая главная проблема в школе - получать радость от побед в изучении предметов по методике развивающего обучения и не бояться, что тебя кто-то из старшеклассников или учеников других школ обидит, что старшеклассники твои старшие товарищи, а малыши в глазах старшеклассников тоже имеют определенную значимость благодаря таким дружеским семейным отношениям позволяют учащимся с радостью ходить в школу и все свои силы направлять на учебу и другие полезные дела, свои способности использовать в полной мере не боясь допустить ошибку.
Таким образом школа, образно выражаясь, держится на трех китах:
* развивающее обучение по системе Л. В. Занкова;
* внеклассная работа на результат;
* дружеская атмосфера между учащимися всех ступеней и педагогическое сотрудничество.
Такая атмосфера в школе и результативность во всех сферах деятельности вызывают у родительской общественности; трудовых коллективов города уважение и готовность оказывать материальную, финансовую и моральную поддержку.
Благодаря такой поддержке в школе уже несколько лет учащиеся начальной школы изучают иностранный язык и основы информатики. Только за счет спонсорских средств учителя проходят курсовую подготовку в ФНМЦ г. Москвы, только благодаря спонсорам в школе хорошо оборудованы два компьютерных класса, благодаря спонсорской подпитке школа ежегодно осуществляет подписку периодической печати на сумму не менее 50000 рублей.
Как руководитель образовательного учреждения считаю: "Образование в России может быть результативным при условии придания каждому учреждению статуса юридического лица, которое сможет само распоряжаться выделенными бюджетом средствами, зарабатывать и имея свой счет в банке, направлять средства на нужды школы и ее работников."

Версия для печати

 
Методическая помощь

Курсы

Занковские чтения

Конкурсы

Марафон

Журнал "Практика образования"

Вебинары для учителей

Интернет-магазин

Внимание!

Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать администратору сайта, на почту

Для корректного отображения сайта просьба использовать браузеры Mozilla Firefox 3 и выше, Opera 9 и выше, Chrome, Internet Explorer 7 и выше.

Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

e-mail

пароль



Забыли пароль?