Главная  / Система в регионах / Марафон «УМКИ» в Ижевске

Марафон «УМКИ» в Ижевске



5 республиканский интеллектуально-творческий марафон «УМКИ» для учащихся, обучающихся по развивающей системе Л.В. Занкова

НОУ «Дом учителя» г. Ижевска Удмуртской республики совместно с Федеральным научно-методическим центром им. Л.В. Занкова г. Москва, Издательским домом «Федоров» (г. Самара) пятый год организует интеллектуальный марафон «УМКИ» для школ городов и районов Удмуртской республики среди школ, работающих по развивающей системе Л.В. Занкова.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, который включает в себя личностные результаты, т.е. готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие социальные компетенции, личностные качества учащихся; метапредметные результаты, включающие освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, межпредметными понятиями; предметные результаты, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфический для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразование и применение. И интеллектуально-творческий марафон как одна из форм организации внеурочной деятельности позволяет формировать, развивать и закреплять устанавливаемые новым стандартом требования к результатам обучающихся.

Проведение республиканского интеллектуально-творческого марафона «УМКИ» явилось заключительным этапом для школ республики, обучающих по развивающей системе Л.В. Занкова. Республиканский тур интеллектуально-творческого марафона «УМКИ» проводился с 22 по 25 ноября 2012 года в детском оздоровительном лагере «Дзержинец».

Специалистами НОУ «Дом учителя», совместно с Федеральным научно-методическим центром им. Л.В. Занкова г. Москва (далее ФНМЦ) был подготовлен пакет документов, на основании которых выстраивалась работа с детьми и учителями, участвующими в интеллектуальном марафоне:
- программа интеллектуально-творческого марафона «УМКИ» для учащихся, обучающихся по развивающей системе Л.В. Занкова;
- положение интеллектуально-творческого марафона «УМКИ» для учащихся, обучающихся по развивающей системе Л.В. Занкова;
- создание банка данных об образовательных учреждениях республики, работающих по развивающей системе Л.В. Занкова;
- раздаточный материал для проведения школьного, районного (городского), республиканского туров.

Цель программы:
- выявление среди обучающихся в образовательных учреждениях детей с высокими интеллектуальными способностями и интересом к самостоятельной познавательной деятельности на этапе обучения в школе;
- создание условий для поддержки одаренных детей;
- содействие обмену опытом и повышению квалификации учителей;
- содействие распространению и популяризации идей развивающего образования.

Задачи программы:
- способствовать повышению эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы, расширению возможности ориентации в различных предметных областях, научном и социальном проектировании;
- создание оздоровительной и психологической среды, в которой у детей формируется адекватная самооценка, ориентация на активную жизненную позицию, воспитание лидерских качеств;
- способствовать формированию у обучающихся основ культуры проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов предметного и межпредметного учебного проекта, направленной на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы;
- формирование инициативности в познавательной деятельности;
- вовлечение детей и взрослых в совместную предметно- и духовно-практическую, творческую, культурно-досуговую деятельность.

Для участия в республиканском туре школы-участники проводили школьный и городской (районный) туры, задачей которого явилось выявление интеллектуальных способностей и личностных качеств каждого ученика 3-5 классов индивидуально.

В школьном туре принимали участие школы городов и районов Удмуртии. Общее количество районов, принявших участие в школьном туре - 8. В школьном туре участвовали школы городов Ижевска, Сарапула, Можги. НОУ «Дом учителя» курировало выполнение данной работы на местах. Школы, пожелавшие участвовать в интеллектуально-творческом марафоне, были ознакомлены с основными организационными документами (Положением проведения интеллектуального марафона «УМКИ» для школьников, обучающихся по системе Л.В. Занкова, заданиями и критериями оценивания).

Школьный тур проводился в школах в спокойной, доброжелательной обстановке. Предварительно дети были ознакомлены с условиями марафона. Каждому ребенку были выданы листы с заданиями. Все задания дети выполняли самостоятельно в течение 1 часа 40 минут. Организаторы марафона в школах отмечают, что дети с удовольствием выполняли предложенные задания, активно обменивались мнениями после марафона. «Мы считаем, что такая форма работы с учащимися повышает потенциал, способствует стремлению учащихся к развитию познавательной деятельности» (выдержка из отчета учителей гимназии №56 г. Ижевска Е.Е. Масловой и С.Г. Белоглазовой). По итогам школьного тура каждый участник получил сертификат участника, а победители и призеры были награждены грамотами. Победители данного этапа составили школьную команду из 10 человек (8 учеников 3-5 классов и 2 учителя).
Лучшие команды школ городов и районов республики стали участниками республиканского тура интеллектуально-творческого марафона «УМКИ», который проходил на базе загородного детского оздоровительного лагеря. В заключительном, республиканском туре принимали участие 13 команд Удмуртии.

Общее количество детей – 109 детей, из них девочек – 54, мальчиков – 55.
В заключительном туре участвовали дети:
3-х классов - 48 детей, 44% от общего количества детей;
4-х классов - 43 ребенка, 39% от общего количества детей;
5-х классов - 18 детей, 17% от общего количества детей.

Участники получили информацию о проведении марафона, графики проведения мероприятий, были обозначены проблемы, которые необходимо рассмотреть во время проведения интеллектуальных игр.

При разработке сценария проведения заключительного тура марафона мы, как организаторы, учли предложения авторского коллектива, предложения учителей по предыдущим годам.

Мероприятия проводились по следующим направлениям:
1. Интеллектуально-познавательное направление.
2. Творческая деятельность и организация досуга.

1. Интеллектуально-познавательное направление
Цели:
- формирование умения свободного владения знаниями и их использование в практической жизни;
- формирование инициативности в познавательной деятельности;
- развитие умения свободно пользоваться навыками чтения и письма с целью получения информации.

Задачи:
Выявить у детей
- креативность – умение раскрыть тему творчески, интересно, нестандартно;
- коммуникативность – владение речью, умение держаться, общаться, подать себя;
- командность – умение работать в команде, в которой у каждого своя роль;
- логичность и цельность выступления;
- умение выразить основную мысль выступления.

2. Творческая деятельность и организация досуга
Цель: организация воспитательного пространства в условиях лагеря, обеспечивающего необходимые условия для полноценного отдыха и развития личности каждого участника марафона.
Задачи:
- раскрыть творческий потенциал, художественно-артистические способности участников игры;
- сформировать чувства доброжелательности и товарищества по отношению к сверстникам, чувство ответственности за свою команду.

Интеллектуально-творческий марафон «УМКИ» включал в себя проведение следующих конкурсов:
Конкурс №1. Представление команд (представления приготовлены командами заранее). Время на выступление – по 7-10минут. Каждая команда представляет визитку, включающую название и девиз, приветствие участников марафона. Тема приветствия «Мы учимся и живем по системе Л.В. Занкова».

Конкурс №2. Предметный конкурс «УМКИ» - интеллектуальные соревнования.
Задача: выявить сформированность умения свободного владения знаниями и их использование в практической жизни.
Содержание: Предметной группой оргкомитета интеллектуального марафона в этом году была предложена комплексная работа.

Конкурс №3. «Коллективный разум» - создание командных проектов.
Задача: Выявить, как реализуется общение в совместной увлеченности познавательной деятельностью.
Содержание: Создание группового проектного задания на тему, предложенную авторским коллективом.

В первый день марафона в соответствии с жеребьевкой был проведен конкурс «Приветствие команд – «Мы учимся и живем по системе Л.В. Занкова». Дети по-разному раскрыли предложенную тему домашнего задания: в приветствии был представлен город или поселок, в котором живут ребята; использовались песни и стихи собственного сочинения для раскрытия темы. Некоторые команды представили театрализованные представления. Жюри подвело итоги первого конкурса, отметило положительные стороны выступления каждой команды.

Итоги первого марафонского дня педагоги подвели вечером на педсовете. Стоит процитировать: «Приятно, что почти нет разницы в уровнях подготовки команд – городских, сельских, деревенских, поселковых. Это большой плюс в работе сельских учителей».

Во второй день с командами проводился предметный конкурс «УМКИ».

Участники марафона получили комплексное задание по предметам. При ограничении времени 60 минутами нужно было правильно решить задания. Несмотря на то что учащиеся 3-5 классов не обучаются по новым стандартам, для системы Л.В. Занкова такой вид работы, как комплексная работа, знаком, что отметило жюри. Большинство детей справились с заданиями. Но были обозначены и проблемы: трудности у детей возникли в выборе темы из предложенных вариантов, в оценке информации, в извлечении информации, в оценке своей деятельности.

В третий день команды получили задание на выполнение проекта. Тема проекта: «Реклама прочитанной книги». Нужно было склонить аудиторию к выбору для чтения любимой книги команды.

Два с половиной часа команды работали над проектом самостоятельно, две команды учителей тоже готовили свои проекты по одноименной теме. У детей дела шли по-разному: где-то были яростные обсуждения, где-то лидер управлял процессом железной рукой, где-то увлекательные репетиции и импровизации на ходу. Жюри поставило задачу посмотреть, как работает команда детей без учителя, как дети умеют себя организовать, решать совместно задачу, реализовать поставленную цель. Дети командами готовились в корпусе. Организаторы наблюдали за детьми, которые самостоятельно реализовывали задуманное в проектах, готовились к защите. Организаторы были приятно удивлены, насколько спокойно дети отнеслись к тому, что им предстоит работать без учителей, и как волновались учителя за своих детей. После обеда дети и учителя защищали свои проекты. Организаторы отметили следующие положительные моменты по представлению проектных работ командами детей:
- растет качество проектных работ;
- при выполнении проекта в команде работал «хранитель времени», «хранитель порядка», которые следили за точными временными рамками при работе над проектом, при защите проекта и порядком;
- многие показали умение работать в команде;
- дети самостоятельно ищут и находят разные формы презентаций своих проектов и с удовольствием их защищают.

Кроме основных конкурсов на нашем марафоне были проведены дополнительные конкурсы и мероприятия для детей и взрослых, разработанные организационным комитетом нашего марафона:
- Торжественное открытие. Все команды нарядные, но стараются держаться особняком. В холле психолог, чтобы снять общее напряжение и неуверенность, ставит всех в большой круг. Встали с трудом, стеснялись и несколько дичились друг друга. Но совместные задания, общие круги вперемешку сделали благое дело – скоро все бегали, на ходу созданными командами выполняли задания и танцевали. Потеплевшие друг к другу команды уже с удовольствием в зале знакомились, узнавая о команде-партнере по смешным анкетам: каков общий вес и рост участников команды, сколько в совокупности домашних животных, главные хобби.
- Мастерские готовили все команды и выступали в двух ипостасях – мастерами, обучающими той или иной работе, и учениками. Рукотворная мастерская называлась «Давайте вместе сделаем необычный рождественский венок».
- Также детям очень понравились «Весёлые старты».
- Свои впечатления о марафоне дети изложили в стенгазете «Лунная дорожка «УМКИ».
- Звездный час команд и отдельных артистов настал на вечернем концерте. Здесь не было конкурсного напряжения, хотя и было жюри. Дети пели, танцевали, показывали сценки и радовались аплодисментам.
- Вечер второго дня прошел в особой обстановке. В этот день прошли мастер-классы семьи Степановых. Анатолий Петрович – художник, мастер удмуртской глиняной игрушки и волшебник: может кусок глины за 10 движений превратить в любое животное. Своих учеников он не сразу допустил до глины: на работу нужно настроиться, узнать от мастера заветные слова и первые правила подхода к материалу. Мастерская семьи Степановых делает музыкальные свистульки, и насвистел мастер ребятам несколько мелодий на свистульках. А потом мальчишки лепили – землю, полую сферу и узнавали попутно секреты работы мастера керамики.

А в это время девочки собрались у мастерицы – Надежды Леонидовны Степановой. Им предстояло сделать куклу, но сначала тоже был удивительный рассказ: путь к образу куклы был непростым, и у каждого народа свой. На севере куклой считали щепочку, обмотанную цветными нитками, были тряпичные куклы-колокольчики (из-за пышных юбочек такой формы), соломенные куклы… Восторг у девчонок вызвал танец соломенной куклы, которая начинала двигаться на листе фанеры от того, что публика хлопала ладошками по столу. А потом из куска тряпочки, ниток и верёвочек каждая создала свою куколку.

- Впервые на марафоне организаторами было предложено внеконкурсное выступление агитбригад по теме «Команда – это сила» (домашнее задание).
Цель агитбригады: пропаганда, ключевым словом которого должно выступать слово “ЗА”.

Задача участников агитационной бригады донести мысль о том, что командный дух, дружба и понимание в коллективе - это составная часть победы. Для раскрытия темы команды использовали такие жанры, как монологи, сценки, куплеты, частушки, танцы, шутки, песни, стихи; наглядность (декорации, плакаты, растяжки), музыкальное сопровождение, а также технические средства – презентации.

- Гостем НОУ «Дом учителя» и педагогов-занковцев Удмуртии во время проведения интеллектуального марафона «УМКИ» стала методист Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова Наталья Викторовна Киричек. Наталья Викторовна провела мастер-класс для учителей «Особенности анализа лирических произведений на примере стихотворения М. Цветаевой «Красною кистью рябина зажглась». Урок литературного чтения, 4 класс». Учителя были воодушевлены, впечатлены искренностью подачи материала и долго не отпускали Наталью Викторовну, благодарили ее за удивительный мастер-класс.

Заключительным этапом проведения интеллектуально-творческого марафона «УМКИ» явилось награждение победителей по разным номинациям. Каждая из тринадцати марафонских команд была отмечена в своей номинации и награждена. Также были определены и индивидуальные номинации. В каждой команде жюри выделило участников-победителей в номинациях «Умники и умницы», «Организатор наших побед», «Яркая индивидуальность», «Творческая личность».

Результаты республиканского этапа интеллектуально-творческого марафона «УМКИ»:

Победители:
1 место – команда МБОУ «Лингвистический лицей №22 им. А.С. Пушкина» (г. Ижевск);
2 место – команда МБОУ Игринская СОШ №1(Игринский район);
3 место – команда МБОУ Кизнерская сельская основная общеобразовательная школа (Кизнерский район).

Номинации:
- «Самая функционально грамотная команда» - сборная команда Увинского района (МОУ «Увинская СОШ №2» и АМОУ «Увинская СОШ №4»);
- «Самая креативная команда» - команда МБОУ «СОШ №40» (г. Ижевск), 4 класс;
- «Самая самостоятельная команда» - команда МБОУ «СОШ №40» (г. Ижевск), 5 класс;
- «Единство индивидуальностей» - команда МБОУ «Лингвистическая гимназия №20» (г. Сарапул);
- «Самая командная команда» - команда МБОУ гимназия №56 (г. Ижевск);
- «Самая находчивая и изобретательная команда» - сборная команда Сарапульского района (МБОУ Кигбаевская СОШ; МБОУ начальная школа-детский сад с. Северный);
- «Творческий коллектив» - команда МБОУ СОШ №20 (г. Ижевск);
- «Самая обаятельная команда» - команда МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13 им. А. Л. Широких» (г. Сарапул);
- «Самая дружная и веселая команда» - команда МБОУ Лицей №1 им. Н. К. Крупской (Камбарский район);
- «Самая мужественная и целеустремленная команда» - команда МОУ «Увинская СОШ №1» (Увинский район).

По итогам проведения марафона участники были награждены индивидуальными грамотами по номинациям:
- «Умники и умницы»;
- «Организатор наших побед»;
- «Яркая индивидуальность»;
- «Творческая личность».

По итогам проведения марафона учителя и методисты городов и районов УР, принимавшие участие в организации и проведении марафона, были награждены благодарственными письмами Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова г. Москва.

Важным итогом марафона стало то, что дети и взрослые, играя в интеллектуальную игру, осознали, что это игра, где нет победителей и побежденных - здесь каждый что-то выиграл для себя: получил радость от общения, приобрел новых друзей, узнал что-то новое. Эта встреча сохранит у детей желание учиться в школе и учиться хорошо, чтобы затем в жизни реализовать все свои возможности. Это мы, организаторы, поняли, когда в конце детям задавались вопросы: «Что ты получил от марафона? Чем тебе понравился марафон?» Дети с удовольствием, вдумчиво, серьезно отвечали на эти вопросы и говорили, как много для них значило побывать на марафоне и чему они научились: дружбе, сплоченности, умению находить выход из представленных обстоятельств. В конце дети благодарили организаторов, своих учителей и друг друга в команде за то, что эти дни они были вместе и многому научились.
Подавляющее большинство ребят отмечают, что на марафоне действовали лучше обычного. Многим впервые удалось собраться командой, проявить себя, дружно работать, выступить на сцене, самостоятельно создать проект и защитить его. Главная победа – дружба, победа над собой. На момент заполнения листка самооценки у всех ребят было хорошее настроение. В следующий раз постараются более уверенно выступать на сцене, лучше ответить на предметном конкурсе «УМКИ», сделать и защитить проект, найти больше друзей.

Общие впечатления учителей от марафона:
- внимательное отношение к детям и учителям;
- охват подарками, наградами;
- работали на марафоне люди творческие, у которых можно бесконечно учиться.

Пожелания:
- провести презентацию о развивающей системы Л.В. Занкова и о людях, которые стоят за ней;
- проводить танцевальные мероприятия;
- организовать мастер-классы для учителей по обмену опытом.

НОУ «Дом учителя» благодарит ФНМЦ им. Л.В. Занкова и Издательский дом «Федоров» за участие и помощь в проведении интеллектуально-творческого марафона «УМКИ».
Жюри благодарит команды за участие в марафоне и приглашает принять участие в 6-м интеллектуально-творческом марафоне «УМКИ» в 2013-2014 учебном году.

Директор НОУ «Дом учителя» Л.Г. Штабская

Учителя о марафоне

Валентина Ивановна Головизнина, специалист Увинского Управления образования, опытный занковец-марафонец (прошедший со своей командой четыре марафона), а теперь председатель жюри «УМКИ»: «Впервые я приехала на марафон без своих детей, и оказалось, что в таком статусе работы ещё больше: раньше я жила программой своей команды, а теперь меня заботит весь лагерь. Нужно всем детям улыбаться и со всеми общаться. И нужно для всех председателю жюри найти доброе слово, чтобы у каждого ребёнка появилось желание снова выйти на сцену или поучаствовать в других мероприятиях. Но эта атмосфера дружбы и сопереживания появилась отнюдь не сразу. В первый день меня ждало разочарование: дух соревнования явно преобладал, и команды были не готовы поддержать друг друга или похвалить соперника. Казалось, что в этот раз приехали более эгоистичные, нацеленные только на свой успех дети. Это бросалось в глаза поначалу. Но дети всё впитывают, как губка, они поняли нашу просьбу быть внимательнее друг к другу, прониклись правилами марафона и учатся жить и работать вместе. На последних конкурсах хорошо выступающим соперникам даже кричат «браво!». Может быть, изначально в школах была мощная установка – победить, но марафон – это несколько о другом. Когда мы рассказали историю «УМКИ» и для чего он нужен, стало легче работать с детьми.

Среди учителей я вижу много лиц, знакомых по прежним марафонам. Ежедневно проходит рефлексия, когда мы узнаём впечатления педагогов. В первый день они отвечали на три вопроса: что вижу? слышу? чувствую? Они сразу увидели камеру, снимающую их приезд, улыбки, хорошие корпуса, услышали музыку и детский смех, но их не оставляло беспокойство: успеют ли они выполнить все задания, смогут ли отдохнуть? Надо сказать, что и организаторы серьёзно отнеслись к отдыху учителей: вечерние педсоветы прежде проходили после того, как все дети уснут, и продолжались за полночь, а теперь они начинаются в 20.30, и учителя высыпаются тоже. Другое новшество – их освободили от круглосуточного контроля за детьми, сделав в каждом корпусе дежурных учителей, поэтому у них есть возможность отдохнуть. Если говорить о выполнении заданий марафона, то чувствуется, что дети стали грамотнее в выполнении проектов – это результат того, что метод проектирования прижился в школах. Прослеживается их работа в командах: они умеют договариваться, выслушивать друг друга, стало меньше ссор, и при этом ярче высвечивается личность каждого ребёнка, со всеми её минусами и плюсами».

Светлана Андреевна Перескокова, учитель Увинской СОШ №1: «Каждый новый марафон растёт и качественно, и количественно. Удивляюсь, сколь неистощимы на выдумку его организаторы. Каждый день расписан по минутам, вечерами дети взахлёб рассказывают родителям по телефону о событиях, а те уже перезванивают мне и спрашивают, нельзя ли сюда привезти в следующий раз всех детей класса и на целую смену? Не меньше, чем у детей, впечатлений и у взрослых. Я считаю, что на марафон обязательно должны приезжать молодые учителя – за педагогическим мастерством, за возможностью научиться сотрудничать с детьми. Несомненный плюс марафона - творческие конкурсы, которые дают возможность чувствовать себя свободно и комфортно даже детям-неотличникам. Печальные наблюдения в том, что дух команды и содружества нынешним школьникам незнаком. Для учителей на марафоне был сюрприз – мастер-класс методиста научно-методического центра им. Л.В. Занкова Натальи Викторовны Киричек о преподавании лирических произведений. Она разобрала стихотворение Марины Цветаевой из учебника за 4 класс, так обозначив смысл и интонации этого поэтического произведения, что если бы все вели уроки так, выросло бы идеальное поколение детей. После этого мастер-класса учителя, у которых была возможность зайти в интернет, полночи читали стихи Цветаевой».

Наталья Владимировна Карелина, Анастасия Николаевна Попова, педагоги сборной команды Сарапульского района (Кигбаевской СОШ и начальной школы-детского сада с. Северный): «Мы, учителя и дети, познакомились за день до поездки на марафон, так что путь командообразования нам пришлось пройти стремительно. Нашим детям нравится всё, но жаль, что нет таких режимных моментов, как общая зарядка и тихий час – все по-настоящему устают от непрерывной деятельности. Что касается духа соперничества с другими командами, то изначально он помог нам сплотить свою команду. А теперь мы готовим мастер-класс, где станем гостеприимными хозяевами: для гостей мы нарядимся в новогодних гномов, споём песню и научим ребят из другой команды делать новогодние сюрпризы».

 Марафонцы были доброжелательны друг к другу, но их настоящий восторг вызвало выступление двух команд их учителей – взрослые дали по мини-спектаклю и получили Очень Бурные Аплодисменты – заслуженно: за выдумку, артистизм и самоиронию.

Что делают учителя на учебном марафоне? Они привозят детей, готовятся с ними к конкурсам, болеют за свою команду, обсуждают с детьми события и результаты дня, делают свои выступления, проводят мастерские и мастер-классы, общаются на педсоветах, успевают посетить КПК... И при этом они активно фиксируют события на фото и видео. Учитель-репортёр на марафоне - фигура обязательная. Они снимают своих детей с любовью, чужие команды с интересом, своих коллег с радостью, а весь марафон - очень ответственно. А мы снимали их, поглощённых делом.

Версия для печати

 
Методическая помощь

Курсы

Занковские чтения

Конкурсы

Марафон

Журнал "Практика образования"

Вебинары для учителей

Интернет-магазин

Внимание!

Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать администратору сайта, на почту

Для корректного отображения сайта просьба использовать браузеры Mozilla Firefox 3 и выше, Opera 9 и выше, Chrome, Internet Explorer 7 и выше.

Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

e-mail

пароль



Забыли пароль?