Главная  / Система в регионах / Лучшие результаты достигаются через интерес

Лучшие результаты достигаются через интерес



23-24 ноября 2012 года гостем НОУ «Дом учителя» и педагогов-занковцев Удмуртии во время проведения интеллектуального марафона «УМКИ» стала методист Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова Наталья Викторовна Киричек. Поскольку тема ее выступления касалась потенциала педагогической системы развивающего обучения Л.В. Занкова для реализации требований ФГОС, нам стало интересно: как меняется современный урок русского языка, акцент на который сделала лектор, и как развивается сама система? Цель системы Леонид Владимирович Занков сформулировал ещё в 1957 г. - оптимальное общее развитие каждого школьника, включая слабого. А это и есть личностно-ориентированное развивающее обучение, к построению которого призывает ФГОС. Занковский урок имеет свои этапы, у которых нет жестких, раз и навсегда закрепленных названий и мест в схеме урока. Для занковцев важно не название этапов, а их наполнение. На уроках новой творческой работой является осознание вариантов речевой ситуации, текста, предложения и средств, адекватных разным целям высказывания. Темы «Устная и письменная речь», «Предложение и текст» являются обрамлением учебника в первом классе, они вплетаются во все другие темы. Дети начинают сравнивать тексты разных стилей, анализировать текст в зависимости от его назначения, самостоятельно создавать текст записки, текст открытки с сообщением и поздравлением. Получают представление о частях разных текстов. В последующих классах эта работа расширяется и углубляется. Наш выпускник обязательно научится задавать вопросы, отвечать на них, доказывать свою точку зрения, вступать в диалог и т.д.
На вторую часть вопроса можно ответить словами Н.В. Нечаевой: «Смыслом и целью современного образования стали идеи развивающего обучения. Цитирую ФГОС: «Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы». Будущее не только российского, но мирового образования связано с теми приоритетами, которые пятьдесят пять лет назад были названы академиком Л.В. Занковым. Первичны личностные качества ребенка, которые и приводят к высоким показателям в усвоении знаний, умений и навыков, что всегда подчеркивал Л.В. Занков».
- Как учитель должен быть подготовлен к ней?
- Чтобы современный учитель мог реально воплотить идеи Л.В. Занкова в жизнь, он должен быть творческим, думающим, любить свое дело. Именно такой учитель не допустит, чтобы на его уроке ученик испытывал знаменитые три «С»: стыд, скуку и страх. Без такого учителя система мертва.
- Но как разговорить слабого?
- Мотивация здесь простая – надо, чтобы было интересно. Тема должна затрагивать, речевая ситуация должна быть из жизни, и тогда ребёнок невольно втягивается в разговор. «Ты выбегаешь из школы и видишь, как твой одноклассник падает. Что делают дети, что делаешь ты? И другая ситуация: ты выбегаешь из школы – падаешь…»
- Но тут ещё и мощный воспитательный момент…
- Да. В учебнике ни одного пустого текста – всё не в бровь, а в глаз. От текстов мурашки бегут, и хочется с ними работать – вот это мотивация. 12 ноября – первый день после каникул - мы возили наших курсантов-занковцев в московские школы. Нам показывали уроки 1-й и 3-й классы – как они легко и свободно работают! При этом в классе учатся дети-иностранцы, слабо владеющие русским, дети из малообеспеченных семей, многие из которых пришли в школы вообще не читающие. Но курсанты этого не заметили - настолько учительница втянула учеников в работу! И они говорили, почему им нравится это делать. Кто-то говорил коряво и с ошибками, но ГОВОРИЛ! Когда ребёнку дают себя реализовать на каждом уроке, результаты начальной школы будут очень приличные.
- У Центра Занкова работает отличный сайт, доступно много литературы - почему же так активно ездят по стране ваши методисты?
- Сайт, дистанционные семинары и курсы, которые мы запускаем, - это всё здорово. Но когда работаешь вживую с людьми и показываешь, что остаётся «за кадром», объясняешь значение каждого момента, направляешь, обобщаешь всю большую работу – это очень важно. Дистанционное обучение никогда не заменит живое общение.
- Сколько лет Вы работали по системе Занкова как учитель?
- У меня было 4 выпуска, и был еще хороший опыт. В школе решили запустить систему Занкова, но учителя не соглашались, и завуч обратилась ко мне за помощью. Тогда я уже работала в институте повышения квалификации, и брать класс не было возможности. Мы нашли компромисс: я взяла хорошую выпускницу педколледжа, познакомила её с системой Занкова (о ней в педколледжах говорят очень скромно), и мы договорились первый год готовить и вести уроки вместе. Я веду – она сидит, слушает, она ведёт - я слушаю, вместе готовимся к урокам. Помогала и администрация школы – так мы работали год. Было очень сложно, но система Занкова в этой школе запустилась, и учительница из выпускницы получилась очень хорошая – она моментально подхватывала идеи, уроки, внеклассные мероприятия получались интересные, душевные.
- Ваша аудитория на курсах тоже подхватывает идеи?
Идеи подхватываются, но не всегда они претворяются в жизни. Случается, что мы сталкиваемся с политикой «закрыть и не пустить», у учителя нет поддержки, вот тогда общение получается формальным, а это огорчает. Но чаще работаем с единомышленниками, хочется показать учителю спектр возможностей, заложенных в наших учебниках, методичках, пособиях, слушатели реагируют очень живо с искренним интересом, и если им что-то сложно и непонятно, они готовы спрашивать и разбираться. На курсах и семинарах мы показываем возможности сотрудничества.
В нашем УМК заложено всё, что поможет учителю подготовить и провести хороший урок, а мы помогаем учителю понять особенности и возможности учебников. Учителю важно услышать не только рекомендации, но и высказать свои сомнения, задать вопросы, рассказать о своих достижениях. Общение с методистами будит тот интерес, когда хочется говорить, спрашивать и развиваться. Нам интересно жить в этом процессе развития, и будет здорово, если такой же процесс мы организуем для детей.

 

Статья размещена на сайте Центра повышения квалификации "Дом учителя" г. Ижевска.

Версия для печати

 
Методическая помощь

Курсы

Занковские чтения

Конкурсы

Марафон

Журнал "Практика образования"

Вебинары для учителей

Интернет-магазин

Внимание!

Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать администратору сайта, на почту

Для корректного отображения сайта просьба использовать браузеры Mozilla Firefox 3 и выше, Opera 9 и выше, Chrome, Internet Explorer 7 и выше.

Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

e-mail

пароль



Забыли пароль?