Размышления практика Распечатать

       Продолжение диалога: теория занковского урока.

 

       Предыдущий материал был построен нами как диалог учителей с Л.В. Занковым. Диалог, конечно, воображаемый, который не мог состояться в действительности. Но этот диалог все же реален - ведь каждый думающий учитель постоянно ведет его, сверяя свои ощущения, впечатления, опыт с теорией, с законами методики. Сегодня в этом диалоге добавляется реплика Ларисы Владимировны Топниковой, учителя начальных классов школы №12 г. Рыбинска Ярославской области.
      

       Размышления практика
       Истинная жизнь человека - это то, что передается от него другим. Тепло его души, свет личности еще долго-долго остается частью общей жизни, незаметно для нас очищая и согревая, выводя за пределы обыденности. И не так уж важно, в чем выразится этот свет и это тепло: в высоком слове или тонком ремесле. В очищающие мгновения ты не можешь не спросить себя: "А я? Что есть я на Земле? С чем пройду? Что оставлю? Чем помянут меня?"
       Вот с этих позиций, пожалуй, и можно планировать свою деятельность, а значит, и учебную деятельность детей.
       Важно понимание того, каким будет желанный образ будущего результата и что сделать, чтобы в каждом уроке жила детская свежесть восприятия.
Типические свойства системы Л.В. Занкова определяют характер каждого урока, а элементы интеграции дают сюжет и позволяют каждому ребенку почувствовать,
что он - часть своего талантливого народа, своей малой и большой Родины, своего времени, что ему выпало стать звёнышком в цепи времени.
       Технические навыки проектирования уроков, конечно, приобретаются не сразу.
Этому способствовали мое увлечение интегрированными уроками, прохождение курсов повышения квалификации по темам: "Проектирование учебной деятельности" и "Развитие дивергентного (1) мышления", разработка занятий по дивергентному мышлению. Помогло осмыслить работу и детальное прописывание процесса достижения цели, а особенно анализ урока по следующим вопросам: что получилось? Зачем я это делала? Куда это приведет? Каков результат? Чем вызвано его получение? А как можно сделать иначе?
       Четкость инструкций и вопросов - основа для обнаружения коллизий и построения учебного диалога. Важна и эмпатия, личностный смысл в отношениях с детьми, и соблюдение права ребенка на чувства, на творчество, на мечту, на возможность выражать свои чувства и воспринимать мир таким, какой он есть.
       Чудо системы Л.В. Занкова в том, как естественно и органично сливаются на уроке два мира: реальный, плотно наполненный репортажно точной и научной информацией, дающей драгоценные знания о жизни, и другой - полный ожидания чуда, готовый к встрече с необыденным в обычном, с волшебством в прозе, со сказкой в реальности.
Ребенок чувствует себя частью огромного целостного мира. И учитель для него - не назидатель, а спутник, со-путник, проходящий на чуть другом этапе путь познания мира и его устройства вместе с юными мыслителями, поддерживающий их творчество, пытливость ума, души и сердца.
       Из библейской притчи о талантах (гл. 25, Матфей, 14-30) мы знаем, что "закапывать талант в землю" нельзя. Задача учителя - помочь каждому ребенку найти в себе способности, раскрыть их и развить, вооружить детей разнообразными способами познания щемяще-прекрасного мира, где обыденность ежедневного труда ничто в сравнении с его радостями: открытием чуда Великой красоты, которая открывается упорному и трудолюбивому. И чем талантливей ребенок, чем больше он хочет познать, тем полней откроются ему тайны незнаемого.

       Дивергентное (творческое) мышление - основано на стратегии генерирования множества решений задачи, допускает вариативные пути решения проблем (в противовес конвергентному, направленному на поиск единственно правильного ответа на вопрос).