Как учить без двоек? Конечно, по Занкову! Распечатать

Своими размышлениями делится Холова М.А., учитель начальных классов МОУ “Начальная школа – детский сад” из г. Новый Оскол Белгородской области.

 

      Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней.
В наше время становится все больше сторонников системы развивающего обучения Занкова, потому что именно она  помогает решать задачи, волнующие учителей: как учить детей без двоек и принуждения; как развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в самостоятельном поиске; как сделать учение радостным.
      По системе Л.В. Занкова я работаю пока только второй год (а всего в школе преподаю 17 лет). Признаюсь, что начинать с нуля непросто, поэтому я учусь вместе с детьми и чувствую, что буду учиться постоянно, ведь система требует от  учителя ежедневного самообразования.
      Стержнем системы развивающего обучения Занкова  является деятельность самих детей. Они не просто решают задачи или выполняют упражнения, а наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, - то есть мыслят. Я поняла, что путь познания "от учеников", лежащий в основе системы Занкова, более эффективен  для развития детей.
      Развивающее обучение немыслимо без партнерских отношений учителя и его воспитанников, учеников друг с другом. Мое мнение, мнение   учителя, при этом воспринимается детьми как одна из возможных точек зрения, которую нужно соотнести с собственным взглядом и мнениями других учеников, так как в исследовательской деятельности, которой постоянно заняты ученики-занковцы, поиск истины в одиночку невозможен, необходим коллективный поиск, сопровождающийся постоянным обменом мнениями. Учитель-занковец  умеет вслушиваться в суждения детей, находить позитивное в их ответах, а не ориентируется только на свой запрограммированный вариант. Я признаюсь, что не всезнайка и имею права чего-то не знать, позволяю детям не всегда соглашаться с моим мнением. Ученик ошибся? Не беда, ведь любая ошибка – путь к истине. Готовых решений не может быть на занковском уроке. В коллективном поиске, в спорах и дискуссиях ученик-занковец не просто изучает программный материал, а активно развивается. В этом я вижу огромное преимущество системы Занкова перед другими системами обучения в начальной школе.
И главное, что я поняла, работая по системе развивающего обучения, - надо “делать завтра лучше, чем сегодня”. И думаю, что с этими словами Л.В. Занкова, которые стали девизом всех творчески работающих педагогов, согласятся многие учителя не только развивающего обучения.