Особенности организации обучения по методике Л.В. Занкова Распечатать

       Современный процесс развития начальной школы характеризуется ломкой традиционных форм, методов, подходов к обучению. Этому способствовал "Закон об образовании" РФ. Активно в реформирование включилось учительство. Под руководством ученых отдельные учительские коллективы, творчески работающие учителя исследуют многие проблемы обучения, воспитания и развития детей.
       Среди них можно выделить такие наиболее важные направления:
- создание наиболее оптимальных условий для эффективного функционирования начальной школы. К наиболее общим следует отнести: методологическое, материальное, методическое, организационно-управленческое. К частным условиям - создание нормального микроклимата в коллективе, организация деятельности и положительного отношения к ней у воспитанников, учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
- учет и эффективное использование региональных возможностей в развитии младших школьников. В учебно-воспитательном процессе нужно использовать местные, национальные сложившиеся обычаи, привычки, быт, культуру;
- постоянная забота о росте духовной и материальной культуры школы, учителей, учащихся, родителей. На это могут быть направлены педагогические лектории, походы по родному краю, краеведческая работа, встречи с учеными, артистами, писателями, поэтами, посещение выставок, музеев;
- появление новых типов, видов школ: частные и государственные, национальные, малокомплектные, спецшколы для одаренных детей с углубленным изучением того или иного предмета. Появление новых классов: коррекции, повышенного индивидуального внимания, ускоренного обучения, выравнивания, малокомплектные, авторские. Создаются учебные комплексы, комплексы "Сад - школа";
- использование новых технологий обучения и воспитания: методика работы по системе Л. В. Занкова, В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина, коллективный способ обучения В. К. Дьяченко, укрупнение дидактических единиц П. М. Эрдниева, коллективно-творческие дела И. П. Иванова;
- наряду с коллективными формами работы использовать индивидуальный и дифференцированный подход в комплектовании классов, в организации обучения и воспитания, при этом применять и учитывать тесты, беседы, анкетирование, показатели медицинского обследования, делать опору на интересы, склонности и способности младших школьников;
- качественная подготовка и переподготовка учителей и воспитателей начальных классов, стремление к постоянному самосовершенствованию. Учитывая новый базисный план, его вариативную часть, необходимо с учетом способностей и интересов студентов ввести специализацию: учитель-исследователь, учитель с правом преподавания иностранного языка, учитель изобразительного искусства и музыки, логопед, валеолог, эколог;
- последовательное обновление и обогащение содержания обучения и воспитания за счет новых курсов, использования новых учебников, учебных пособий, методических рекомендаций, разрабатываемых учеными и практиками;
- приоритетное осуществление нравственного воспитания младших школьников, поскольку оно является в этот период наиболее сензитивным для формирования нормального психологического климата, создания взаимных коллективных зависимостей, положительных взаимоотношений между членами коллектива, учителем, учащимися и родителями;
- органическая связь обучения с разнообразными видами труда с целью формирования прочных убеждений, формирования умений и навыков;
- появление новых звеньев в системе работы начальной школы: пятидневная рабочая неделя; раннее обучение детей; обучение школьников с первого класса родному и иностранному языку; модульное обучение.
       Выделенные направления придают реформированию определенную логику и планомерность. Их необходимо учитывать и в работе по методике академика Л. В. Занкова. Все это звенья единой системы обучения и воспитания. Поэтому появление новых звеньев в системе неизбежно ведет к изменению функционирования ее отдельных компонентов или всей системы, к возникновению новых компонентов в системе, которые не обладают признаками данной системы.
       Опытно-экспериментальная работа по внедрению в практику работы начальных школ системы академика Л. В. Занкова началась в нашей области с областного семинара, где 78 слушателям были показаны альтернативные методики обучения младших школьников. По методике Л.В. Занкова изъявили желание работать 12 учителей начальных классов. Трое в течение первого года обучения отказались в силу слабого методического обеспечения и удаленности от областного центра (сельские школы). Обучение проводилось без учебников. Были только программы и курсы, где выступили авторы новых учебников по данной системе.
       На следующий год по данной методике уже работало 32 человека, а через год - более ста учителей начальных классов.
       Первые учителя-занковцы достигли интересных результатов обучения и без методического, дидактического обеспечения. Это было достигнуто благодаря тому, что педагог самостоятельно делал подборку материалов, следил за уровнем развития учащихся, видел зону ближайшего развития. С научной точки зрения такая позиция учителя позволяет раскрыть его творческие способности, придает ему самостоятельность в выборе содержания материала, форм, методов, средств и приемов организации познавательной деятельности. В качестве примера можно привести опыт работы завуча начальной школы № 65 г. Ульяновска Н. Н. Лось. Учащиеся после трех лет обучения были переведены в шестой класс. Уровень обучения, развития детей соответствовал именно такому возрасту учащихся.
      Опытно-экспериментальная работа позволяет нам сделать следующие выводы:
1. Учителя для работы по данной методике нужно не выбирать, не назначать и не давать на откуп преподавателю, которому через 2-3 года нужно уйти на заслуженный отдых с хорошей пенсией, а нужно предоставлять право тем, кто хорошо знаком по книгам с Л.В. Занковым и его методикой преподавания, энтузиасту и творцу.
2. В городе, районе хорошо продумать методическое обеспечение обучения по методике Леонида Владимировича Занкова, учебу, помощь педагогическим кадрам, систему поощрения, учета и контроля.
3. Организовать комплексное отслеживание за развитием младших школьников с участием психологов, физиологов, социологов, логопедов.

 

       Наша опытно-экспериментальная работа по методике Л. В. Занкова показывает, что важнейшим фактором эффективного развития детей является учитель. Сам Леонид Владимирович утверждал, анализируя опыт работы самых лучших учителей начальной школы страны, что мы могли бы достигнуть больших результатов, если бы не повторяли ряда серьезных ошибок и использовали бы потенциальные возможности учащихся. В своих работах он показал, как нельзя работать учителю и как нужно.
       Каким должен быть учитель, занимающийся по системе Л.В. Занкова? Прежде всего, это высококвалифицированный специалист, знающий и другие альтернативные теории обучения, успешно работающий по одной из них, имеющий опыт работы, хорошую методическую подготовку, энтузиаст. Учитель должен быть великим гуманистом, хорошо знающим своих детей, а для этого необходимо быть учителем-исследователем, владеющим основами общей, возрастной и педагогической психологии, умеющим провести грамотное тестирование детей, родителей, вместе с психологом, логопедом, социологом, физиологом, врачом грамотно произвести обследование учащихся, выявить состояние здоровья, способности, склонности, интересы, наметить программу его развития, уметь применять комплекс методик диагностирования, производить отслеживания, ставить систему задач по совершенствованию личности, наметить систему заданий, поручений развивающего или коррекционного характера.
      Приводим видение Л. В. Занковым учителя начальных классов, работающего по его методике развивающего обучения.
1. Умение выдержать паузу после формулировки вопроса - не мешать детям думать.
2. Не вести ребенка за руку в решении проблемы - дать поле свободы (Что думаете? Что скажете? О чем молчите?).
3. Умение организовать меру помощи, чтобы каждый имел успех.
4. Дети имеют право задать вопрос, чувствовать себя уверенно и спокойно, высказываться по своей инициативе.
5. Считаться с желанием детей продолжить тот или иной вид работы, если у детей вдохновение, даже если это не предусмотрено планом урока.
6. Умение не бояться, а иногда и радоваться ошибкам детей, т. к. эти ошибки ставят вопросы и проблемы перед классом.
7. Владение активными методами и формами работы (игровая, театрализованная, тренинги), т. к. они эффективны для развития творческого потенциала детей.
8. Владение нестандартными методами укрепления нервно-психического здоровья детей (релаксация, внушение, самовнушение, массаж и т. д.).
9. Умение снять напряжение, раздражительность. Умение сосредоточить внимание, увлечь работой.
10. Умение быть равноправным партнером, избегая роли лектора.
11. Умение видеть сильные стороны каждого ученика, дать понять детям, что учитель видит их достоинства независимо от учебных успехов.
12. Учить детей анализировать поведение, логику поступков не только литературных героев, но и свои, своих товарищей и взрослых.
13. Умение поощрять детей к свободному проявлению чувств.
14. Стремление поддерживать симпатии детей друг к другу, формировать умение видеть и ценить индивидуальность друг друга.
15. Не злоупотреблять отметками и сравнительным оцениванием.

       Нет традиционности и в принципах анализа урока по методике Л.В. Занкова. Методология и теоретические основы метода исследования позволили учителям и ученым составить примерную схему анализа урока, отвечающую сущности процесса обучения по данной методике. Схема была составлена Г. В. Приходько на основе многолетнего изучения теоретического наследия Л. В. Занкова и личного опыта работы по его методике.
       Необходимо в системе всегда иметь в виду наличие теории. И каждый урок - это реализация целостности, системы. Учителю при подготовке к уроку необходимо понять, что каждый урок в системе занимает свое место, выполняет общефункциональные и частные задачи, направленные на развивающее обучение младших школьников.
       Мы разработали следующую схему анализа урока.
1. Дидактический стержень урока - преобразующая деятельность учеников. Они наблюдают, анализируют, сопоставляют, сравнивают, группируют, проводят аналогии.
2. Что делали на уроке дети, как трудилась их душа. Привлечение к работе всех.
3. Как соединена работа над усвоением знаний с работой над развитием детей: не вести детей на "коротком поводке".
Не только на воспроизведение знаний, но и на их преобразование была направлена работа.
4. Характер и постановка вопросов.
5. Как был организован поиск, совместный поиск. Взаимообщение, диалогичность.
6. Жизнь детей на уроке:
     а) Как жили познанием? (Увлеченность, одержимость знаниями, а не оценками.)
     б) В урок включен не только ум, но и чувства. Пережитые знания превращаются в убеждения.
     в) Как познание соединено с эмоциями? Эмоционально пережитое лучше усваивается.
7. Как шло повторение? Стояли ли на месте, многократно повторяя, или прибавляли каждый раз новые знания.
8. Гибкая форма урока. Работать не от плана, а от детей.
9. Высокий уровень трудности, но с соблюдением меры.
10. Использование предшествующего опыта детей.
11. Вся работа учителя направлена на осознание детьми знаний.
12. Постоянный контроль за усвоением знаний.
13. Общение детей с детьми, учителя с детьми. Характер общения влияет на процесс обучения и развития. Не принижать детей за неправильный ответ.
14. Воспитание шло косвенно, незаметно. Единство знания, развития и воспитания.
15. Личность учителя на уроке. Умение вызвать удивление, радость от успеха, похвалить за первые ростки самосознания и т.д.