Главная  /  Центр Занкова  / Филиалы / Формируем умение учиться

Формируем умение учиться


10 и 11 февраля в Республике Удмуртия состоялись семинары «УУД как предмет педагогического проектирования и мониторинга», которые провела И.Ю. Терзиманова, начальник отдела методических и инновационных проектов Издательского дома «Федоров».
По окончании мероприятий она пообщалась с сотрудником газеты «Удмуртская правда» Юлией Ардовой.

Формируем умение учиться

Февральский семинар «Универсальные учебные действия как предмет педагогического проектирования и мониторинга» провела гость Дома учителя, сотрудник отдела инновационных и методических проектов ИД «Фёдоров» Ираида Юрьевна Терзиманова. Конечно, нам интересно поговорить с ней о ситуации с системой Занкова и о предложениях издательства.

- Ираида Юрьевна, давайте начнём с вашей краткой самопрезентации.

- Я закончила Самарский (Куйбышевский) пединститут, готовилась работать учителем биологии. Но вакантных мест в школе не было, и мне предложили группу продленного дня и периодическое замещение учителей начальных классов. И уже через год я взяла 1 «г» класс. С тех пор моя педагогическая жизнь из рамок начальной школы не выходила. Мне настолько понравилось работа с ребятами этого возраста, что она стала делом всей моей жизни. Так я проработала 27 лет, а в 2008 году мне предложили место в методической службе ИД «Фёдоров». Систему развивающего обучения я полюбила за годы работы, к тому же, будучи завучем в школе, где велось преподавание по системе Занкова, я увидела её результаты и как руководитель.

- Сейчас вы занимаетесь её продвижением на российском уровне.

- Система Л.В. Занкова существует уже около 60 лет, и от 5 до 15 % учителей страны работают по нашим комплектам и преданы им. Наша общая с ФНМЦ Занкова (Москва) задача – показать все преимущества комплекта. Каждый учебник экономит время учителя в поиске нужной информации – авторы предлагают такой её объем, что с этими дополнительными материалами учитель может выстроить траекторию обучения любого ребёнка: и малоуспешного, и сильного. Важно, что задания в наших учебниках – многоаспектные: к определённому тексту или задаче выстроен целый ряд вопросов, разбирая которые, ученик приходит к основному ответу. Даже слабый ребёнок, ответив самостоятельно лишь на 1-2 вопроса, а потом, обратившись к помощи соседа или учителя, тем не менее, тоже чувствует себя успешным: он что-то сделал. Это сильно повышает мотивацию учащихся: ситуация успеха знакома всем.

- Но сейчас не самые простые времена для системы Занкова…

- Да, у нас имеются проблемы, которые связаны с невключением большинства занковских учебников в федеральный перечень и которые, как мы надеемся, будут в итоге решены. Однако сейчас многие тысячи педагогов и учащихся продолжают использовать выпускаемую нами учебную и учебно-методическую литературу: рабочие тетради, хрестоматии, методические и другие пособия, входящие в учебно-методические комплекты по предметам. Огромное спасибо энтузиастам-учителям, которые в непростое время сохранили верность системе Л.В. Занкова. Издательство, в свою очередь, в 2015 году сделало все, чтобы обеспечить педагогов и детей необходимыми учебными пособиями. Мы не только продолжаем активно выпускать их, но и дополняем «шлейф» к учебникам.

Издательский дом «Федоров» по-прежнему является единственным издателем и владельцем исключительных авторских прав на полный учебно-методический комплект системы развивающего обучения Л.В. Занкова. Кроме того, именно использующиеся сегодня в образовательном процессе подготовленные нами учебники системы прошли научную, педагогическую и общественную экспертизы на соответствие ФГОС.

В прошлом году Издательский дом «Федоров» вошел в перечень организаций, отобранных МОиН РФ и осуществляющих издание учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе. Мы расцениваем это как успех нашей организации.

- Если в этом году учитель-занковец выпускает 4 класс, то насколько ему реально свой новый 1 класс обучать по любимой системе? А вдруг в школе уже нет учебников?

- Хочу напомнить нашим коллегам, что в соответствии с рядом нормативных документов (их полный перечень и комментарии вы можете найти на сайте издательства) учитель вправе использовать учебники, приобретенные до принятия Федерального перечня, еще в течение 5 лет. Федеральный перечень был принят в 2014 году – и значит, в 2016/17 учебном году вы можете абсолютно законно работать по нашим учебникам.

Еще советую вам следить за сайтом издательства, где публикуется информация о различных акциях, новых организационных формах работы. Например, сейчас мы апробируем новую организационную форму работы – сетевые инновационные площадки.

Тема дня

- На семинаре вы говорили о формировании метапредметных УУД. Чем они актуальны?

- Стандарт прописал требования к педагогу и тот образ ученика, который должен быть на выходе из 4 класса. У него должны быть сформированы умения предметные, личностные, метапредметные. Как формировать предметные знания, умения, навыки, учитель знает, и инструментарий для их оценивания имеется. Личностные умения формируются, отслеживаются, но не оцениваются педагогами. А вот с метапредметными умениями возникла сложная ситуация: проверять, как они сформированы, будут, а инструмент для их проверки не дали.
Но любой пробел в образовании заполняется достаточно быстро: московский Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» совместно и ИД «Фёдоров» издали такой комплект, в котором от «школьного старта» (первых недель обучения в 1 классе) проводится диагностика и отслеживается формирование УУД на протяжении всех лет обучения в начальной школе. Он даёт учителю документ, подобный портфолио ученика, где фиксируется, какие умения сформированы, какова динамика их развития в каждом классе, какие умения добавляются. В итоге к 4 классу у учителя будет полная картина, помогающая перейти от субъективного мнения к объективной оценке: как ребёнок рос относительно себя самого и от класса к классу. Эти умения нужны не только в учёбе, но и в жизни: они помогают оценить и выбрать, что и для чего мы делаем, к какому результату стремимся и какой получаем. Мы можем его исправить, если он нас не устраивает, и делаем планы на будущее. Важно также и то, что учитель, работая по нашему комплекту, может положить в своё портфолио доказательство, как он работал над метапредметными умениями, действиями, навыками.

Плюсы оценивания
- Сейчас сильно усложнилась система оценки – появилось много её параметров и уровней. На пользу ли это учебному процессу?

- Стало сложнее учителю – он к этому не готов. Но новая система даёт более широкое понимание ученика: почему он не выполнил то или иное задание? Сейчас дети приходят в школу прекрасно подготовленными: читают, считают, пишут. Нередко психолог подтверждает, что ребёнок мотивирован к учёбе, а результата… нет. И тогда оценивание с баллами позволяет понять, что ребёнок умеет. Скажем, он читает, но насколько понимает смысл текста и его сложности? Насколько он сам оценивает себя, умеет ли он слушать соседа?..

- Учитель «погружается» в каждого ученика. Хватает ли на это времени?

- Постепенно это становится нормой, и к этому нужно привыкнуть: по-другому не будет. Школа отходит от авторитарного стиля обучения: следуй за мной, повторяй, что я тебе сказал. И оценка отходит от однозначности.

- Новая система помогает наладить партнёрские отношения учителя и ученика?
- Да, бесспорно. Прежде всего потому что, в первую очередь, ребёнок должен не бояться сделать ошибку. И учебники, и комплекты Занкова подсказывают учителю, как наводящими вопросами понять затруднение ученика в том или ином задании. И ни в коем случае не окорачивать. Но это, конечно, осложняет труд учителя.

Наблюдая за учителем

- Какого учителя воспитывает занковская система?

- В первую очередь, любящего детей. Только при этом условии он сумеет выслушать каждого и научить их слушать других. В первые недели в первом классе самое лёгкое общение – учитель-ученик. Ученику проще сообщить учителю о своих проблемах с соседом по парте, нежели поговорить с ним самому. Учитель-занковец даёт ученику эту возможность – на равных общаться с собой. А потом уже выстраивает коммуникативные связи в классе. Важной чертой учителя-занковца является также то, что он растет вместе с детьми, постоянно учится. Учитель-занковец умеет признаться ученику, что не может ответить на иной вопрос. Но обязательно вернётся к незнакомой ему сейчас теме. И предлагает ученику параллельно с ним поискать информацию.

- Вы ездили с Домом учителя в Уву. Как вам кажется, кому труднее работать: сельскому учителю или городскому?

- Из Увы я возвращалась под впечатлением: занковцев там не так много, но они, как губки, впитывают всю информацию. У них меньше доступа к электронным ресурсам. И возможности наших электронных учебников были для них открытием, за которым они потянулись.

Ещё раз о вариативности

- Не грозит ли ситуация с федеральным перечнем возвращением к единому учебнику?

- Всё идёт к тому, что в стране будет единый учебник, скорее всего, электронный. Нам показали такой учебник по технологии, его структуру – он понравился.

- Но почему учитель все-таки предпочитает выбирать учебник и образовательную систему? Это отвечает его личным и профессиональным потребностям?

- Конечно. При одном учебнике требовалось больше творчества самого учителя: чтобы интересно и живо подать материал учебника, иной раз нужно было столько дополнительно перелопатить материала! Каждый учитель всё равно программный материал перестраивает под себя. И в итоге учитель массу времени тратил на подготовку, на «подгонку» материала по себе. Вариативность же позволяет выбрать тот учебник, который подходит учителю по его пониманию, по результативности, которую он стремится увидеть, по заданиям, к которым он сам склонен, даже по темпераменту. Учителя поразительно разные: один весь урок просидит за столом - другой не присядет, постоянно в движении, один ведет урок «на эмоциях» - а другой, казалось бы, неэмоционален... А результаты могут быть прекрасными у всех. Вариативность позволяет каждому работать в его стиле. И это легче.

- У разных образовательных систем свои наработки. Как они вольются в общий учебник?

- У нас сейчас доминирует издательство «Просвещение», остальных, наверное, особо спрашивать и не будут. Хотя государственные системы развивающего обучения – Эльконина-Давыдова и Занкова – работают давно. Там свои дидактические принципы, которые проверены десятилетиями, и потерять их будет очень жаль.

- Сейчас много говорят об одарённых детях, а много ли у нас одарённых учителей?

- Общаясь с учителями, просматривая их портфолио и наблюдая за успехами учеников-занковцев, могу сказать, что много. Плохой учитель хорошего ученика не воспитает. Это прямая зависимость.

Оригинал статьи на сайте ижевского Дома учителя.

Версия для печати

 
Методическая помощь

Курсы

Занковские чтения

Конкурсы

Марафон

Журнал "Практика образования"

Вебинары для учителей

Интернет-магазин

Внимание!

Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать администратору сайта, на почту

Для корректного отображения сайта просьба использовать браузеры Mozilla Firefox 3 и выше, Opera 9 и выше, Chrome, Internet Explorer 7 и выше.

Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

e-mail

пароль



Забыли пароль?