Главная  /  О системе  / Л.В. Занков / Ученый, заглянувший в будущее

Ученый, заглянувший в будущее

Автор: Нечаева Н. В.


       23 апреля Леониду Владимировичу Занкову исполнилось бы 105 лет. Его нет с нами уже почти 30 лет. Почему же имя Занкова не забылось, а наоборот, возникающие авторские коллективы, ссылаясь или не ссылаясь на первоисточник, активно используют его идеи при разработке новых учебных комплектов?
       Ответ – в уникальности его научного пути. Л.В. Занков всегда работал на перекрестке психологии и педагогики. Он изучал развитие психики ребенка, движущие силы этого развития, но с той же степенью внимания и интереса относился и к экспериментальной разработке педагогических условий, наиболее эффективных для развития детей, тем самым обогащая педагогическую теорию. Такая многосторонность подхода к изучению ребенка поставила Леонида Владимировича в особое положение в научном мире: он в равной степени и психолог, и педагог!
       Именно эта особенность его исследовательской деятельности и привела к большим научным и практическим успехам, позволила создать целостную педагогическую систему обучения, приоритетом которой является общее развитие каждого ребенка – цель, актуальная для педагогики третьего тысячелетия.
       Обозначим вехи научного пути Л.В. Занкова.
       Начало его было несколько неожиданным для юноши, выходца из генеральской семьи: после окончания гимназии он  учительствует в сельской школе поселка Турдей Тульской области. В 1919 году заведует детской сельскохозяйственной колонией Тамбовской губернии, а с  1920 по 1922 г. - колонией "Островня" Московской области. 
       С 1922 г. – обучение в МГУ, затем в аспирантуре университета под руководством  Л.С. Выготского, исследование под его же руководством проблем памяти в Экспериментальном дефектологическом институте. Напомним, что руководителю в это время было 26 лет.
       В  Институте закладываются основы методологических взглядов Л.В. Занкова.  Он начинает заниматься вопросами взаимоотношения педагогики и психологии,  зависимости развития психики от характера обучения и преломления внешних воздействий на ребенка через его внутренние   индивидуальные возможности. На этой основе сложилось убеждение Л.В. Занкова в том, что теоретические положения могут быть только следствием анализа достоверных научных фактов. 
       Эти позиции прослеживаются, в частности, в исследовании проблем памяти в 30-40-е годы. Были получены достоверные факты об особенностях памяти младших школьников, различающихся по уровню обученности, по возрасту, выявлены индивидуальные варианты запоминания, сделаны выводы о роли культуры логической памяти при запоминании материала. Результаты своих исследований Леонид Владимирович отразил в докторской диссертации "Психология воспроизведения" (1942 г.),  и в монографиях "Память школьника" (1943 г.) и "Память" (1952 г.).
       Знаменательный факт: в 1943-44 гг. уже в должности директора института Л.В. Занков руководит группой научных сотрудников, которая ведет научную и практическую работу в специальных госпиталях черепно-мозговых ранений по восстановлению памяти у раненых бойцов.
       В 1951 году он переходит в НИИ теории  и истории педагогики АПН РСФСР. В педагогику ученый пришел с серьезным багажом научных знаний о ребенке, со сформировавшимися взглядами на методы психологических и педагогических исследований, на целесообразные способы обучения. В институте Л.В. Занков возглавляет лабораторию экспериментальной дидактики (впоследствии "воспитания и развития", затем "обучения и развития"), особенностью которой явилось то, что на всех этапах в нее входили специалисты разного профиля – педагоги, психологи, физиологи, дефектологи. Такое содружество позволило изучать глубинные процессы, происходящие в ребенке в процессе обучения, обнаруживать индивидуальные особенности  с тем, чтобы педагогическое вмешательство дало простор для развития сильных сторон личности,  не навредив при этом  здоровью детей.  
       Вместе с сотрудниками лаборатории Л.В. Занков  исследовал  тему "Взаимодействие слова учителя и средств наглядности в обучении". Изучив положение дел в современной ему педагогике, он констатировал недостаточную научную обоснованность многих нормативных положений. К научному обоснованию педагогических норм, делает вывод Л.В. Занков, нужно идти через раскрытие внутренней связи между применяемыми педагогическими способами и их результатами. Для этого "надо обязательно изучить процессы усвоения знаний и навыков - то, что происходит в голове учащегося при применении учителем такого-то способа и приема" (О предмете и методах дидактических исследований. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962, с.23). Так впервые был поставлен вопрос о включении в состав педагогического исследования психологических методов изучения ребенка. Тем самым начался поворот в понимании характера связи между педагогикой и психологией.
       Следующий вывод: педагогические исследования слабо ориентированы на преобразование, на перестройку практики обучения и воспитания. Л.В. Занков выдвинул тезис:  для педагогических исследований "главное заключается в том, чтобы органически объединить в исследованиях создание новых способов обучения и раскрытие объективных законов, которым подчиняется их применение" (там же, с. 31). Так был сделан первый шаг к утверждению подлинной роли эксперимента в педагогическом исследовании.
       Выявленные формы сочетания слова учителя и наглядности нашли отражение в учебниках по педагогике, послужили дальнейшему освещению принципа наглядности в обучении и, следовательно, совершенствованию практики по подготовке учителей.
       В 1957 году Л.В. Занков и сотрудники его лаборатории приступили к исследованию проблемы "Обучение и развитие", ему ученый посвятил последние 20 лет своей жизни. Сейчас над этой проблемой продолжают работать его ученики и последователи.
       Проблема обучения и развития не была новой в педагогике и психологии. Теоретическое обоснование ведущей роли обучения в развитии принадлежит Л.С. Выготскому.  Заслуга Л.В. Занкова состоит в том, что он первый поставил решение проблемы соотношения обучения и развития на экспериментальную основу, на фундамент достоверных фактических данных. 
       Задача исследования заключалась в том, чтобы раскрыть характер объективной связи между построением обучения и ходом общего развития младших школьников. Метод исследования, его организация, направленность обеспечивали соединение теоретических и прикладных его результатов.  Впервые в мировой практике педагогический эксперимент охватывал обучение в целом, а не какие-то его отдельные стороны. Организовано беспрецедентное по своей глубине и широте психолого-педагогическое исследование, в котором участвовало более тысячи классов.  Эксперимент проводился без отбора учителей и классов, в разных педагогических условиях – сельских и городских, одноязычных и многоязычных школах. Это и определило научную  и практическую надежность созданной образовательной системы. Результаты исследования изложены в книгах "Индивидуальные варианты развития младших школьников", "Обучение и развитие", "Беседы с учителями", "Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний" и др.
       В ходе этого исследования была выдвинута принципиально новая цель обучения - достижение оптимального общего развития каждого школьника. Под общим развитием понимается развитие мышления, воли, чувств, нравственных представлений. Знания, умения и навыки рассматриваются как средства достижения этой цели. Доказано, что новое целеполагание  требует кардинального преобразования всей образовательной системы: соответствующих дидактических принципов, иного, чем прежде, подхода к отбору и структурированию  содержания образования, к организации процесса обучения, изменений характера отношений "ученик - учитель - родители" и изучения результативности.  Только когда вся образовательная система будет приведена в соответствие с ее целью, можно рассчитывать на оптимальный для  ученика результат в общем развитии и в усвоении знаний, умений и навыков. В соответствии с новой целью обучения разработаны принципиально новые учебники по всем учебным предметам.  
       Особенность системы заключается в согласовании ведущей роли обучения с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребенка, с предоставлением простора его индивидуальности, то есть в согласовании внешних и внутренних факторов развития. Осознание единства и постоянной противоречивости этих двух начал является ведущей движущей силой развития системы. Оно связано с  исследованием особенностей школьников педагогами, психологами, физиологами, дефектологами, а также с разработанностью философской мысли, общепедагогических, дидактических проблем современного образования. Только на этой теоретической базе возможна дальнейшая разработка теории и методики личностно ориентированного развивающего обучения, каковой по сути своей изначально была система Л.В. Занкова.
       Эта система раскрывает духовные силы, зреющие в ребенке, создает благоприятные условия для их развития, не пытаясь насильно развертывать их. Особый протест вызывало у Леонида Владимировича словосочетание "формирование личности". По его мнению, это предполагает какие-то насильственные действия, в результате которых образуются не личности, а отвечающие техническому стандарту "изделия". Иногда приходится слышать, что Занков недостаточно внимания уделял формированию учебной деятельности школьников. Из того, что мы уже сказали об ученом, следует: формированию – да, исключительного внимания не уделял. Более того, считал, что понятие "деятельность" как совокупность осознанных действий не может порой объяснить огромный пласт бессознательных явлений: все то, что относится к области эмоционального, чувственного, интуитивного.
       Леонид Владимирович диалектически подходил к решению проблем. Он был противником их решения по принципу: или - или. Видимо, по этой причине иногда возникают неверные толкования его взглядов. Он был сторонником единства в содержании образования теоретического и эмпирического, технологии, организующего начала и интуиции, творчества,  индивидуального, особенного. Недаром одна из его книг называется "Дидактика и жизнь", а первая глава книги "Беседы с учителями" - "Жизнь на уроке".
       Еще в середине прошлого века ученого интересовало то, что только в последнее время - время смены культурно-исторических парадигм – стало  широко обсуждаться в психолого-педагогической и философской литературе: "Современная культура и современная история,- пишет философ В.А. Конев, - требуют, чтобы вся система образования обратилась к человеку, чтобы человек был постоянно в горизонте мысли…  Для современной культуры все более значимым становится продуктивный, творческий потенциал каждого человека, вклад каждого человека в культуру, поэтому она ориентируется не на однозначность истины, открываемую разумом, а на способность различать значимое и незначимое, на способность "слышать" многообразие мира. (Парадигмы культуры и архитектура пространства образования. М., 2004). 
       В 1977 году Л.В. Занкова не стало. Его творческое наследие – более 200 крупных публикаций, переводные издания в 14 странах. Созданная им и его сотрудниками система обучения реализуется в каждой четвертой школе России, в школах Белоруссии, Украины, Казахстана, Молдавии, США, Израиле, Австралии. 
       С уходом руководителя лаборатория обучения и развития была расформирована, все экспериментальные классы  закрыты. Началась работа "в стол": сотрудники лаборатории в меру возможностей продолжили разработку педагогической системы начального обучения. На основе новых экспериментальных данных они перерабатывали учебники и методики, а учителя – наши коллеги - безвозмездно продолжали вести эксперимент. 
       Лишь в 1993 году Министерство образования России организовало Федеральный научно- методический центр им. Л.В. Занкова, ядро которого составили непосредственные ученики Л. В. Занкова  и его последователи. 
       С 1996 года система общего развития школьника (Л.В. Занкова) становится государственной образовательной системой. 
       Сейчас мы можем предложить школе целостную педагогическую систему, проверенную временем, соответствующую основным направлениям модернизации школы,  4-е поколение учебников для начальной школы, полные комплекты по всем учебным предметам для 5-6 классов,  подготовлено пособие для колледжей и вузов.
       Система живет и развивается. Но мы помним, что первым реформатором школы стал российский ученый Леонид Владимирович Занков. Что именно благодаря исследованию, проведенному под его руководством, возник прецедент – педагогическая система, альтернативная традиционной системе, обслуживающей потребности предыдущей индустриальной эпохи. Впервые в мировой практике были не только сформулированы соответствующие новой культурно-исторической эпохе цель обучения и дидактические принципы, но и доказана высокая эффективность их  реализации в практике. Открытые ученым типические свойства методической системы, присущие всем учебным предметам, создают объективные условия для решения актуальных современных задач межпредметного уровня: для безотметочного обучения, для формирования общеучебных умений, творческих способностей и саморазвития школьников.
       Именно занковцы - авторы учебников первыми стали решать задачу индивидуализации обучения посредством системы мер: они сказали, что в школе "нет главных и  неглавных учебных предметов", выровняв в глазах учителя детей с образным и логическим мышлением;  они отменили поурочный балл, который мешает поисковой деятельности, разрушает атмосферу взаимопонимания и взаимоподдержки; они ввели в практику  постоянное изучение школьника, реализовали в учебниках и методиках дифференцированные меры помощи, разработали разноаспектные, разноуровневые задания творческого характера, создали интегрированные учебные курсы; определили номенклатуру общеучебных умений, связав их с этапами учебной деятельности... Перечень можно продолжать.
       Будущее системы связано с дальнейшим познанием и педагогическим осмыслением  индивидуальных особенностей школьников, того, "что происходит в голове учащегося при применении учителем такого-то способа и приема". Только тщательное изучение каждого ребенка поможет обнаружить зоны нашего (взрослых) незнания школьника. Сотрудники  Центра ищут эти знания, совершенствуя пути реализации педагогических основ системы, и … снова исследование, поиск. Ради того, чтобы каждый ребенок прожил в школе успешную содержательную жизнь. Поэтому сейчас чрезвычайно остро стоит вопрос о массовой подготовке нового учителя, обладающего всеми теми качествами, которые мы хотим вырастить в ребенке.   
       Цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого школьника – объективно не может себя исчерпать, как не может быть исчерпывающим любое знание о человеке, о его индивидуальных особенностях. Совершенствование такого типа обучения бесконечно. В этом жизнеспособность системы, которая носит имя ее основного создателя академика Леонида Владимировича Занкова.

 

Версия для печати

 
Методическая помощь

Курсы

Занковские чтения

Конкурсы

Марафон

Журнал "Практика образования"

Вебинары для учителей

Интернет-магазин

Внимание!

Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать администратору сайта, на почту

Для корректного отображения сайта просьба использовать браузеры Mozilla Firefox 3 и выше, Opera 9 и выше, Chrome, Internet Explorer 7 и выше.

Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

e-mail

пароль



Забыли пароль?