Главная  /  О системе  / Теория / Размышления практика

Размышления практика

Автор: Топникова Л. В.


       Продолжение диалога: теория занковского урока.

 

       Предыдущий материал был построен нами как диалог учителей с Л.В. Занковым. Диалог, конечно, воображаемый, который не мог состояться в действительности. Но этот диалог все же реален - ведь каждый думающий учитель постоянно ведет его, сверяя свои ощущения, впечатления, опыт с теорией, с законами методики. Сегодня в этом диалоге добавляется реплика Ларисы Владимировны Топниковой, учителя начальных классов школы №12 г. Рыбинска Ярославской области.
      

       Размышления практика
       Истинная жизнь человека - это то, что передается от него другим. Тепло его души, свет личности еще долго-долго остается частью общей жизни, незаметно для нас очищая и согревая, выводя за пределы обыденности. И не так уж важно, в чем выразится этот свет и это тепло: в высоком слове или тонком ремесле. В очищающие мгновения ты не можешь не спросить себя: "А я? Что есть я на Земле? С чем пройду? Что оставлю? Чем помянут меня?"
       Вот с этих позиций, пожалуй, и можно планировать свою деятельность, а значит, и учебную деятельность детей.
       Важно понимание того, каким будет желанный образ будущего результата и что сделать, чтобы в каждом уроке жила детская свежесть восприятия.
Типические свойства системы Л.В. Занкова определяют характер каждого урока, а элементы интеграции дают сюжет и позволяют каждому ребенку почувствовать,
что он - часть своего талантливого народа, своей малой и большой Родины, своего времени, что ему выпало стать звёнышком в цепи времени.
       Технические навыки проектирования уроков, конечно, приобретаются не сразу.
Этому способствовали мое увлечение интегрированными уроками, прохождение курсов повышения квалификации по темам: "Проектирование учебной деятельности" и "Развитие дивергентного (1) мышления", разработка занятий по дивергентному мышлению. Помогло осмыслить работу и детальное прописывание процесса достижения цели, а особенно анализ урока по следующим вопросам: что получилось? Зачем я это делала? Куда это приведет? Каков результат? Чем вызвано его получение? А как можно сделать иначе?
       Четкость инструкций и вопросов - основа для обнаружения коллизий и построения учебного диалога. Важна и эмпатия, личностный смысл в отношениях с детьми, и соблюдение права ребенка на чувства, на творчество, на мечту, на возможность выражать свои чувства и воспринимать мир таким, какой он есть.
       Чудо системы Л.В. Занкова в том, как естественно и органично сливаются на уроке два мира: реальный, плотно наполненный репортажно точной и научной информацией, дающей драгоценные знания о жизни, и другой - полный ожидания чуда, готовый к встрече с необыденным в обычном, с волшебством в прозе, со сказкой в реальности.
Ребенок чувствует себя частью огромного целостного мира. И учитель для него - не назидатель, а спутник, со-путник, проходящий на чуть другом этапе путь познания мира и его устройства вместе с юными мыслителями, поддерживающий их творчество, пытливость ума, души и сердца.
       Из библейской притчи о талантах (гл. 25, Матфей, 14-30) мы знаем, что "закапывать талант в землю" нельзя. Задача учителя - помочь каждому ребенку найти в себе способности, раскрыть их и развить, вооружить детей разнообразными способами познания щемяще-прекрасного мира, где обыденность ежедневного труда ничто в сравнении с его радостями: открытием чуда Великой красоты, которая открывается упорному и трудолюбивому. И чем талантливей ребенок, чем больше он хочет познать, тем полней откроются ему тайны незнаемого.

       Дивергентное (творческое) мышление - основано на стратегии генерирования множества решений задачи, допускает вариативные пути решения проблем (в противовес конвергентному, направленному на поиск единственно правильного ответа на вопрос).

Версия для печати

 
Методическая помощь

Курсы

Занковские чтения

Конкурсы

Марафон

Журнал "Практика образования"

Вебинары для учителей

Интернет-магазин

Внимание!

Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать администратору сайта, на почту

Для корректного отображения сайта просьба использовать браузеры Mozilla Firefox 3 и выше, Opera 9 и выше, Chrome, Internet Explorer 7 и выше.

Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

e-mail

пароль



Забыли пароль?