Главная  /  О системе  / Теория / Ответы классика

Ответы классика


       Уже около двух лет мы ведем разговор об уроке. Оказалось, что мы создали настоящую педагогическую коллизию: многие наши читатели захотели познакомиться с первоисточниками по теории занковского урока. Эта ситуация стала возможной потому, что появились вопросы, а значит - искреннее желание глубоко проникнуть в проблему. Леонид Владимирович Занков отвечает на вопросы наших читателей, предвосхитив их более чем на 40 лет.

 

 

       Ответы классика
       
       Вопросы, которые легли в основу этого материала, взяты из писем учителей, а ответы - из книги Л.В. Занкова "Беседы с учителями".
      Расскажите, пожалуйста, о том, как реализуется в системе Занкова принцип связи обучения с жизнью, если он как таковой отсутствует в дидактических принципах.
"Все это (связь обучения с жизнью. — Ред.) в самом деле очень важно. Какое же образование и воспитание можно дать, если школа будет оторвана от жизни? Тогда обучение неизбежно встанет на схоластический путь".
       "Эта связь реализуется в различных направлениях, в зависимости от ступени школьного образования, от особенностей учебного предмета и от других обстоятельств. Отсутствие в начальных классах таких предметов, как биология, физика, химия, история, несколько сужает по сравнению с последующими классами возможности связи обучения с жизнью. Преобладание работы по привитию умений и навыков школьникам на уроках русского языка (родного языка) и математики также связано с ограниченными возможностями познания учащимися 1-2 классов окружающего мира".
       "С тем, что школьник должен овладеть навыками и применять знания в речевой практике, не приходится спорить. Однако многократное повторение этого требования не даст ничего нового и ни на шаг не продвигает нас вперед в понимании того, что такое жизнь на уроке. Ведь упражнения в изложении и сочинении, применение знаний в речевой практике имеют давность, которая исчисляется многими десятилетиями. Однако в наше время этим удовлетворяться нельзя. Как это бедно по сравнению с жизнью! И в каком неоплатном долгу перед ребятами оказывается школа, если не откликается на их стремление больше узнать об окружающем!"
       "Я имею в виду события, которые свежи в памяти, произошли на наших глазах - вчера, позавчера. Дети приходят в школу полные новых впечатлений. И что же? На уроках часто им совсем не говорят о таких событиях или ограничиваются кратким упоминанием о них. А ведь ребятам хочется излить свой восторг, в то же время получить ответы на недоуменные вопросы".
       "...поделиться в классе с товарищами, с учителем далеко не то же самое, что послушать разговоры вне школы. На урок врывается настоящая, большая жизнь, и это как бы раздвигает стены класса. Нельзя недооценивать значения такой непринужденной беседы и для формирования классного коллектива. Слушая своих товарищей, каждый из ребят переживает вместе с ними их впечатления. Общие переживания служат сплочению коллектива. Конечно, прежде всего, на уроках должно чувствоваться биение пульса нашей Родины. Но я думаю, что было бы неверно оставлять без внимания и жизнь за рубежом. У ребят возникает немало вопросов, - ведь то, о чем они узнают вне школы, не рассчитано, как правило, на детей. Отсюда могут получиться искаженные представления о происходящем. Если учитель кратко, в доступной для малышей форме дает некоторые разъяснения, это не только создаст верные представления, но и поможет познанию окружающего мира".
       "Когда говорят о связи обучения с жизнью, иногда упоминают, что нельзя забывать о жизни самих учащихся".
       "Жизненный опыт школьников, их личная практика, конечно, имеют некоторое отношение к жизни детей на уроке. Однако связь с жизненным опытом школьников - это еще далеко не все".
       "Жизнь есть физиологическое существование человека (а также и всех вообще организмов). Это значит, что человек дышит, его сердце бьется, пищеварительные органы работают, органы чувств действуют и т.д. В этом смысле школьник, конечно, живет на всех, на любых уроках, независимо от того, как они проводятся. Однако жизнь следует понимать и в смысле духовной жизни - его мысли, чувства, стремления. Духовная жизнь может быть интенсивной, богатой, разносторонней, а может быть бедной, вялой, однобокой".

       

       Одно из главных отличий системы общего развития в том, что она дает детям более широкие знания. За счет чего это можно сделать, если времени на уроке катастрофически мало?
       "Самое большое препятствие - недостаток времени. Новые программы для начальных классов содержат более обширный материал и, естественно, требуют больше времени для его изучения, дли привития прочных умений и навыков. Недостаток времени - вопрос очень серьезный. Однако он касается не только разговоров с детьми о текущих событиях, и мы, конечно, еще будем возвращаться к нему при обсуждении различных сторон учебной работы в начальных классах. Забегая вперед, хотел бы сказать, что на уроках довольно много времени тратится нерационально".
       "Главное - избежать формального, нарочитого стиля, когда учитель объявляет, о каком событии он будет говорить, и сам рассказывает. Если в классе создана атмосфера задушевного общения, ребята приходят на урок со своими впечатлениями, чувствами, сомнениями, вопросами. Завязывается непринужденный разговор, а учитель с большим тактом руководит и участвует в нем, высказывает свое мнение, чтобы получить желаемый воспитательный результат".

 

       Мне очень нравятся тексты в учебниках литературного чтения В.Ю. Свиридовой. Их подбор сильно отличается от того, с чем я работала раньше. Интересны и нестандартны задания. В целом курс литературного чтения завораживающе интересен. Жалею об упущенном времени! На каких положениях теории Занкова основан именно такой подход к формированию курса?
       Л.В. Занков уделял большое внимание чтению в начальной школе и подвергал критике шаблонный подход к этому предмету. Он писал:
       "Сейчас надо сказать, что некоторые книги для чтения в начальных классах страдают низким идейным и художественным уровнем, узостью познавательного горизонта. Подобные недостатки резко снижают воспитательную и познавательную ценность чтения, а порой даже сводят на нет его воспитательное воздействие".
       Считается, что "...урокам объяснительного чтения художественных произведений присуща типичная структура, соответствующая логике чтения и разбора текстов. Работа проходит следующие ступени, которые соответствуют конкретным учебным задачам: вводные, или вступительные, занятия - подготовка к чтению; первоначальное чтение текста - восприятие его образного содержания; краткая беседа после первого чтения; чтение и разбор частей; повторное чтение всего текста - углубление его целостного восприятия; составление плана прочитанного текста; пересказ прочитанного; обобщающая беседа - выяснение идейного смысла изучаемого произведения; выразительное чтение всего текста; чтение по ролям, инсценировка, драматизация или иная творческая работа. При соблюдении строгой последовательности в расположении отмеченных частей они являются этапами урока".
       "Чтение одного и того же текста повторяется пять раз! Кроме того, составление плана прочитанного и пересказ требуют припоминания текста. При такой методике нельзя возбудить у ребят творческое начало. Его можно только убить".
       "Вмешательство вмешательству рознь. Учитель может вмешаться так, что это окрылит ребенка и даст направление его ищущей мысли. Но "организующее начало" (ставлю эти слова в кавычки) способно привести к тому, что добрые намерения педагога, помимо воли, приведут к результату, который прямо противоположен его устремлениям. Посудите сами: после первоначального чтения текста идет чтение и разбор частей, затем - повторное чтение всего текста, да еще выразительное чтение этого текста. Но и на этом дело не кончается. Тот же текст читается по ролям."
       "На этом примере можно ясно увидеть, что многократное чтение одного и того же текста, его рассечение на части, осмысливание по частям в порядке их следования в оригинале, а затем связывание не могут принести того результата, которого мы вправе ожидать от чтения. Разве можно возбудить у детей живую мысль, вызвать искренние и глубокие чувства, если заранее расписать, что и в каком порядке должно стать предметом их внутреннего внимания, их переживаний?"
       По мнению ученого, работа с литературным текстом в начальной школе должна строиться на иных принципах:
       "Пусть эта работа будет естественным следствием мыслей и чувств детей, которые пробудило в них художественное произведение. Дети могут читать отдельные места текста по ходу беседы - или по своему побуждению, или по предложению учителя".
       "Роль учителя здесь резко возрастает по сравнению с тем, что принято в традиционной методике. Согласно традиционной методике, учитель идет по предписанным ему этапам: задает вопросы, приложенные к тексту, объясняет незнакомые слова. По новой методике, работа учителя значительно сложнее, но и гораздо интереснее. Учитель заранее должен основательно вникнуть в тот текст, который будут читать в классе, понять стержневую линию его содержания. Соответственно следует отобрать те образы, слова, речевые обороты, которые должны служить предметом особого внимания. Значит, учителю надо составить четкое представление о целесообразном ходе урока. Из этого отнюдь не вытекает, однако, что на уроке учитель навязывает детям те или иные суждения, которые им надлежит воспринять и запомнить. Нет! Все, что могут осмыслить и прочувствовать дети сами, надо предоставить им. Но, зная, в каком направлении следует вести ребят, учитель одни их мысли поддерживает, помогает развить, другие тактично сводит на нет - это в тех случаях, когда школьник отвлекается от идейного содержания произведения, уходит в сторону, застревает на мелочах..."
    

       Мои второклассники, читая книги, часто обращаются ко мне с вопросами о значении незнакомых им слов. Стоит ли заранее, предвидя такие вопросы, объяснять значение новых слов?
       "Включение новых слов в детскую речь происходит не только посредством прямого объяснения их значения, но и другим путем: школьник один раз встретит незнакомое слово, в другой, третий раз и благодаря контексту осмыслит его значение. Объяснение каждого незнакомого слова превратит чтение художественного произведения в словотолкование".

 

       Какую структуру занковского урока можно считать правильной?
       "За последние годы мы являемся свидетелями значительных изменений структуры урока. Возьмем так называемый комбинированный урок. Общеизвестна такая его структура: опрос учащихся по пройденному, постановка нового вопроса (новой темы), проверка понимания и усвоения учащимися изучаемого материала, выполнение заданий для закрепления знаний, для выработки умений и навыков. Опыт... показал, что коренное изменение сложившейся, очень распространенной структуры урока, о которой мы только что говорили, приносит значительный положительный результат. В накопленном нами опыте успешно осуществлены поиски, выходящие за рамки привычных дидактических требований".
       Ключом к пониманию новых подходов к структурированию урока являются приведенные выше слова Леонида Владимировича о том, что четкое представление учителя о целесообразном ходе урока вытекает из его понимания стержневой линии содержания. Расширим сказанное: содержание любого учебного предмета. При планировании урока надо двигаться не от заданных этапов урока к их насыщению, а от проникновения в идею содержания урока, в его основной замысел к планированию своих действий по тонкому, тактичному руководству детьми на пути осознания ими этой идеи. Учителя-занковцы знают, как тернист и в то же время продуктивен этот путь. И они знают, что нет единого шаблона, по которому нужно структурировать урок. Надо идти от детей. А для этого нужно все свои педагогические знания, умения, навыки соотнести со своей интуицией, творчеством и наполнить уроки настоящими чувствами.

 

(Журнал "Практика образования" №1, 2006 г.)

Версия для печати

 
Методическая помощь

Курсы

Занковские чтения

Конкурсы

Марафон

Журнал "Практика образования"

Вебинары для учителей

Интернет-магазин

Внимание!

Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать администратору сайта, на почту

Для корректного отображения сайта просьба использовать браузеры Mozilla Firefox 3 и выше, Opera 9 и выше, Chrome, Internet Explorer 7 и выше.

Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

e-mail

пароль



Забыли пароль?