Главная  /  О системе  / Теория / Достижение планируемых образовательных результатов средствами развивающей системы Л.В. Занкова

Достижение планируемых образовательных результатов средствами развивающей системы Л.В. Занкова


– В чем Вы видите главное совпадение Федерального государственного стандарта и системы Л.В. Занкова?

– В Федеральном государственном образовательном стандарте определено, что «развитие личности – смысл и цель современного образования… Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы».
Таким образом, приоритетными стали идеи развивающего обучения, целью которого являются, прежде всего, интересы личности. Одним из апробированных вариантов такого обучения является психолого-педагогическая система, разработанная академиком Л.В. Занковым.
Опираясь на знания о ребенке, полученные разными специалистами, Л.В. Занков и его сотрудники на практике доказали положение о том, что развитие происходит как сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов (индивидуальных качеств ребенка). Такому пониманию соотношения обучения и развития отвечает особый тип обучения, который характеризуется: 1) исключительным вниманием к построению обучения, его содержанию, принципам, методам и проч. как отражающим социальный опыт, социальный заказ; 2) столь же исключительным вниманием к внутреннему миру ребенка: его индивидуальным и возрастным особенностям, детским потребностям и интересам.
Вслед за классиками психологии Л.С. Выготским и С.Л. Рубинштейном, Л.В. Занков понимает развитие как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия интеллекта, воли, чувств, нравственных представлений ребенка. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного – тех образований метапредметного характера, которые составляют основные планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы начального образования. Методологическую основу требований Стандарта составляет системно-деятельностный подход, сформировавшийся в отечественной педагогике, в том числе в результате разработки теоретических основ систем развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и их реализации в практике.

 

– Не будут ли разрушены основы системы Л.В. Занкова при доработке УМК в целях соответствия ФГОС?

– При доработке программ и УМК авторы учитывали:
– базовые положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года;
– психолого-педагогические основы системы развивающего обучения Л.В. Занкова;
– научные данные о возрастных и индивидуальных особенностях обучающихся.
Ведущим понятием для системы Л.В. Занкова является понятие «целостность»:
1) целостность учебных комплектов (интеграция горизонтальная) достигается тем, что все предметные линии разработаны на основе общности:
– цели обучения (достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его здоровья);
– задачи обучения (представить школьникам общую целостную картину мира на основе науки, литературы, искусства и непосредственного познания);
– требований к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися обеспечивают единые дидактические принципы (обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, быстрый темп прохождения учебного материала, работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого) и типические свойства методической системы (многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность);
– системы изучения достижения планируемых результатов;
– единых требований к организационным формами условиям протекания учебного процесса;
2) целостность курса каждого учебного предмета (интеграция вертикальная) определяется:
– сверхзадачей обучения (общее развитие каждого ребенка) и реализацией воспитательного потенциала каждого предмета;
– сочетанием ретроспективных, актуальных и перспективных содержательных линий.
Методологической основой для создания вертикальной интеграции стала разработанная в трудах Л.В. Занкова проблема связи между учебной задачей, способами обучения и достигаемыми результатами.
Целостность педагогической системы, на основе которой разработан учебный комплекс, является важнейшим условием для реализации методологической основы Стандартов: фундаментальности и системности.
Целостная педагогическая система обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания образования, создающего условия для реализации системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения.
Открытые Л.В. Занковым и его сотрудниками в ходе широкого эксперимента дидактические принципы и типические свойства методической системы, присущие всем учебным предметам, на уровне реального процесса обучения создают условия для целостного развития: духовно-нравственного, личностного роста, для формирования метапредметных и предметных умений.

 

– Расскажите, пожалуйста, подробнее, как структура учебных курсов, разработанных в системе Л.В. Занкова, позволит реализовать требования ФГОС.

– Одним из главных факторов, влияющих на развитие современного образования, в новом ФГОСе названа глобализация, которая требует от человека умения воспринимать мир целостно, видеть и изучать его в сложных взаимосвязях множества фактов и явлений. Этому способствуют интегрированные учебные курсы, в которых реализуются связи разного уровня: метапредметные, межпредметные и предметные.
Интегрированные курсы в наибольшей степени соответствуют не только особенностям современного информационного потока, который не членится на отдельные области знания, но и возрастным особенностям младших школьников, характеризующихся синкретизмом (слитность, нерасчлененность) мышления.
Интеграция учебного материала осуществляется на разных уровнях:
– внутрипредметные связи. Например, в курсе математики органично сочетается содержание арифметики, геометрии, начал алгебры, информатики, истории математики;
– межпредметные связи внутри одной предметной области. Так, обучение филологии (русский язык, литературное чтение, иностранный язык) построено на единой коммуникативно-когнитивной основе, что позволяет учащимся осваивать в единстве логическую систему языка, коммуникативную культуру, умение работать с различными текстами и создавать свои в устной и письменной формах;
– содержательные связи между разными предметными областями, в том числе овладение межпредметными понятиями. Например, в курсе технологии, который определен в ФГОС как комплексный интегративный учебный предмет, осуществляется взаимодействие математики (использование математического аппарата для расчётов, вычислений, построения чертежей), окружающего мира (создание образов живой природы), русского языка (развитие различных видов речевой деятельности), литературного чтения (создание иллюстраций к литературным произведениям), изобразительного искусства (использование средств художественной выразительности) и др.;
– интеграция на уровне различных видов искусства: литературы, музыки, живописи, театра (включая инсценирование детьми литературных произведений, жизненных ситуаций и т.д.).
При интегрированном подходе к структурированию учебного материала во время изучения каждой темы актуализируются все прежние знания учащихся, что прямо выводит нас на многоаспектные задания, в которых сочетаются разный уровень обобщения, теоретический и практический материал из разделов курса и других учебных предметов. Знания представлены также на репродуктивном, логическом, проблемном, креативно-творческом уровнях. Это дает каждому ребенку возможность проявить свои сильные стороны и развить недостаточно сформированные.
Организация поисковой самостоятельной деятельности ребенка, связанной с эмоциями и переживаниями, умением действовать в новой ситуации, – это суть развивающей системы обучения, которая непосредственно связана с особенностью детей младшего школьного возраста, заключающейся в том, что у них правое полушарие мозга, отвечающее за целостное восприятие действительности, опережает в своем развитии левое – рациональное, аналитическое. Человек правополушарного типа – исследователь. Именно в процессе поисковой самостоятельной деятельности младший школьник получает положительное эмоциональное подкрепление. В системе развивающего обучения Л.В. Занкова развитие чувств, эмоций, нравственное становление личности являются важными составляющими целеполагания (напоминаем, общее развитие Л.В. Занков понимал как развитие мышления, воли, чувств, нравственных представлений). Это значит, что духовно-нравственное, личностное развитие обучающего находит свое воплощение в содержании, постановке процесса обучения и в той атмосфере, в которой протекает жизнь ребенка в школе. Его спокойное и уверенное самочувствие в классе является основным условием для продуктивной деятельности и показателем здоровьесберегающего характера обучения.
Ориентация при разработке предметных линий на глобальные процессы, происходящие в мире и России, на психологические и физиологические особенности школьника является решающим фактором при достижении планируемых образовательных результатов, обеспечивающих преемственность дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОСа содержание программ и разработанных на их основе учебников для 1–4 классов направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов. Названные планируемые результаты представлены по годам обучения в программе каждого учебного предмета, пути их достижения средствами предметного содержания раскрыты в соответствующих пояснительных записках.

 

– Раскройте, пожалуйста, потенциал УМК в вопросе достижения учащимися личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

– Традиционное для системы Л.В. Занкова внимание к духовно-нравственной культуре обучаемых, к их воспитанию в комплексе выразилось в отборе материала, в системе заданий, в организации содержательного общения детей. Так, курс «Окружающий мир» знакомит школьников с культурой народов мира и народов России, проводит идею их равенства и значимости, ученики узнают о героизме людей разных национальностей, который сопровождал великие открытия и великие войны, ребенок проживает судьбу своей Родины (своего родного края) с древнейших времен до современности, он осмысливает место семьи в обществе, свое место в этом мире, дети узнают символы российского государства. Эти же линии (с учетом специфики предмета) поддерживаются курсами литературного чтения, русского языка, музыки, ИЗО, технологии, трудового обучения и др. Учебники по окружающему миру, русскому языку, литературе, музыке, знакомят обучающихся с текстами и сочинениями патриотического содержания, на уроках по ИЗО и технологии они выполняют рисунки и поделки, связанные с героическими страницами истории России, с государственными праздниками, которые обогащают опыт эмоционального переживания гражданской идентичности.
Традиции народов нашей страны, их обычаи, культуру дети осмысливают, вникая в смысл произведений народного творчества, широко представленных в учебниках по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, музыки, ИЗО, к которым ученики обращаются, анализируя продукты прикладного народного творчества в технологии.
Решению задачи также способствует привлечение широкого языкового поля (русский язык, национальный язык обучающихся, иностранный язык).
В значительной мере решению обозначенной задачи способствует деятельность школьников по сбору материалов, раскрывающих разные вопросы культуры России, деятельность ее великих людей, ее достопримечательности (соответствующие задания в учебниках по окружающему миру, ИЗО, музыке, русского языка, литературного чтения).
Построение процесса обучения в системе развивающего обучения стимулирует ребенка высказывать собственное мнение, внимательно относиться к другому мнению, т.е. проявлять диалогичность, толерантность.
Главным стимулом для формирования мотивов учебной деятельности в системе развивающего обучения является вовлечение обучающегося в учебно-исследовательскую и собственно проектно-исследовательскую деятельность, создание учебных ситуаций, когда перед ребенком возникает познавательная трудность, неожиданное задание или учебная ситуация. Этому же служит в целом разнообразие заданий и предлагаемых видов деятельности. Назовем наиболее частотные глаголы, употребляемые в заданиях учебников: докажи, исследуй, сравни, составь, сделай вывод, объясни, ответь на один из вопросов (задание на выбор), составь задание, выполните взаимопроверку и мн. др.
Импульсом к поисковой деятельности могут быть задания, построенные на коллизиях. Типы таких заданий разработаны авторами учебных курсов и реализованы в УМК. Назовем общие для всех учебных предметов: обучающийся сталкивается с недостатком (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы; сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний, способов деятельности; оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения.
Ученики выбирают форму выполнения задания: самостоятельно или в паре, в группе, фронтально. Различным может быть и распределение по группам: по количеству и формированию (смешанные и отдельные группы мальчиков и девочек). Предоставление ученикам возможности принимать решение относительно формы работы является показателем уважения к их мнению, ставит их в позицию активных созидателей учебного процесса, формирует самооценку. Оценить свои возможности требуется при выполнении заданий, помеченных знаком «Учим друг друга», заданий в рубрике «Проверь себя», многоаспектных заданий, при выборе роли в групповой работе.
Формированию учебных и познавательных мотивов способствуют также: сочетание в учебниках базового обязательного содержания и сверхсодержания; доверительный тон обращений авторов к ученику; красочное и разнообразное оформление учебников, оптимальное использование содержательных наглядных образов; преобладающее число проблемных, творческих заданий; подбор текстов (в соответствующих учебниках), которые охватывают самые разные области интересов младших школьников. Авторы пытались избегать текстов назидательных, отдавая предпочтение текстам ироничным, юмористическим, со скрытым смыслом.
Понять, что такое трудолюбие, зачем это качество необходимо человеку, что такое творческое отношение к труду, помогают тексты, приведенные в учебниках по окружающему миру, литературному чтению, русскому языку, музыке, ИЗО. Обсуждая их содержание, школьники узнают, какие качества отличают первооткрывателей, великих ученых, воинов, людей художественных профессий, что приводит человека к успеху в труде, какое существует разнообразие профессий.
В первую очередь это стимулирование детского творчества: в речевой, музыкальной, изобразительной, прикладной деятельности; физическое развитие ребенка. Включаясь в игру, учебную работу в парах и группах, ученики получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками. Этот опыт расширяется, когда школьники в группе или самостоятельно начинают выполнять проекты и исследовательские работы, что предоставляет им возможность проявить творческую инициативу в совместном учебном труде.
Многоаспектность заданий предполагает разный уровень трудности их выполнения, создает условия к тому, чтобы ребенок осуществлял познавательную деятельность на разных уровнях: наглядно-действенном, наглядно-образном, словесно-образном, словесно-логическом. Наибольшие возможности для дальнейшего совершенствования наглядно-действенного уровня познавательной деятельности дают ручное творчество, физическое воспитание, непосредственное познание окружающего мира. Развитию наглядно-образного, словесно-образного и словесно-логического уровней способствуют все школьные учебные предметы. При решении многих заданий дети могут опереться на изобразительный материал (рисунки, пиктограммы, модели, схемы, алгоритмы, таблицы, диаграммы), у них есть возможность выбрать правильный ответ из нескольких представленных вариантов. Кроме названных, предусмотрены и другие меры помощи, но все их характеризует косвенный характер. В любом случае предполагается, что ребенок самостоятельно преодолевает возникшую трудность, формирует характер, развивает волевые качества, воспитывает веру в свои силы, в свои возможности.
Результаты в воспитании ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях достигаются средствами всех предметных линий: при непосредственном изучении родного края, постижении его красоты и уникальности; ознакомлении с высокохудожественными произведениями литературы, музыки, изобразительного и прикладного искусства, когда ребенок познает красоту языка, интонаций, красоту здорового человека, его движений, поведения. Перед школьниками разворачивается идея ценности и хрупкости мира, где мир понимается и как общий всему человечеству природный и культурный дом, и как отечество, и как пространство человеческих чувств. Анализ художественных произведений, научно-популярных статей о великих людях России и мира, а также художественных и учебных фильмов показывает школьнику, как важно, но вместе с тем трудно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир – мир природы, людей и искусства, мир чувств.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, к своему здоровью и здоровому образу жизни с наибольшим успехом осуществляется в курсах окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии, физической культуры, а также русского языка, музыки.
Полученные впечатления школьники осмысливают, выполняя практические задания, предусмотренные в учебниках, осуществляя самостоятельную творческую деятельность при написании сочинений, стихов, картин, создавая поделки, участвуя в охране природы, осваивая здоровый образ жизни, – т.е. получая навыки бережного отношения и к природе, и к себе, и к другим людям.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания, доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей необходимо для положительной адаптации ребенка к новым условиям жизнедеятельности; включения в новый для него коллектив и ситуации сотрудничества с одноклассниками и взрослыми для продуктивного освоения новых видов деятельности. Ее достижение во многом опирается на результаты воспитательной работы по четырем линиям, представленным выше.
Нравственные чувства и этическое сознание проявляются в процессе учебного и внеучебного взаимодействия обучающихся с младшими, со сверстниками и взрослыми, знакомыми и незнакомыми. Для этого необходимы знания основ моральных норм и приобретение опыта положительного взаимодействия с окружающими, владение средствами устного общения. Обсуждения, дискуссии, разнообразные отношения и ситуации на уроках и вне уроков способствуют возникновению у школьников коммуникативного опыта, воспитывают ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие. Возьмем, например, обсуждения спектаклей, фильмов, картин, музыкальных и литературных произведений; участие в совместном общественно полезном труде, оказание помощи нуждающимся, забота о животных; обсуждение правил игры, норм поведения и др. Участвуя в таких видах деятельности, школьники учатся вести себя в деловой и бытовой обстановке, в разном социальном окружении, избегать конфликтов при возникающих разногласиях.
В учебниках по литературному чтению, русскому языку, музыке предусмотрены специальные задания по инсценированию разных речевых ситуаций (см. знаки в учебниках), которые помогают младшим школьникам освоить средства устного общения: интонацию, жесты, мимику, движения. Разыгрывание разных ситуаций, примеривание к себе всевозможных ролей дает ученику очень важный опыт понимания чувств других людей.

 

– Расскажите, пожалуйста, как занковский УМК работает на развитие метапредметных учебных действий.
– Овладению способностью принимать и сохранять цели учебной задачи, осуществлять поиск средств ее выполнения способствует, прежде всего, постоянно поддерживаемая в системе развивающего обучения Л.В. Занкова новизна на уроке в содержании, или в деятельности учеников, или в организационных формах, или в отношениях. Это достигается за счет особого структурирования освоения базового содержания, на каждом этапе которого активным лицом является ученик:
1) пропедевтическое ознакомление с определенной единицей усвоения (понятием, действием, правилом, свойством), сущностно связанной с актуальным содержанием для данного периода обучения;
2) открытие учениками правила (понятия, действия, свойства) в ходе выполнения системы заданий поискового характера, попытка его формулировки, сверка с вариантом учебника, корректировка в случае необходимости;
3) включение этой единицы усвоения в новые связи при изучении новой темы, в которой будут зарождаться основы другой новой единицы усвоения.
Научиться фиксировать внимание на цели деятельности и сохранять ее школьнику помогут разнообразные формы представления заданий (тексты; наглядный образ: рисунки (репродукции), пиктограммы, схемы, модели, таблицы, диаграммы, кроссворды, ребусы, чертежи, выкройки, карты, планы; устная форма); пропуски в заданиях; недостаточность и избыточность фактов для его выполнения; выборочное выполнение заданий и др.
Для успешного выполнения учебной задачи в учебниках предусмотрены сочетание разных уровней познавательной деятельности, а также задания, направленные на освоение социальной роли обучающегося (см. выше).
Работа в группе и парами (см. соответствующие знаки) поможет школьникам научиться понимать и удерживать ориентиры действия в учебном материале, выделенные учителем.
Важные для организации продуктивной учебной деятельности и самые трудные для младшего школьника умения (умение планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации, вносить необходимые коррективы в действия) формируются прямым и косвенным путем. Прямой путь – это, например, задания на осознание способа деятельности или знаний, необходимых для его выполнения; задания на осознание границы знания и незнания; задания, прямо стимулирующие осознание этапов своей деятельности; задания на выбор ученика. Эту же роль выполняет и рубрика «Проверь себя».
Косвенные пути связаны с решением всех проблемных, творческих заданий, которые, процессуально выстроенные, доминируют во всех предметных линиях. Обдумывая решение таких учебных задач, ученик вынужден ставить цель, планировать свою деятельность, рассуждать, находить разные варианты решения, выбирать наиболее адекватный и затем оценить результат и, если надо, скорректировать его.
Следующим уровнем в освоении этих умений являются задания, отмеченные знаком «Учим друг друга». Формирование этого умения проходит много этапов, в результате ученик сам формулирует задание к самостоятельно найденному материалу, дети договариваются об объеме задания, о форме выполнения, консультируются друг с другом и с учителем, где можно найти материал, договариваются о способах организации проверки и взаимопроверки. В такой деятельности, которая обогащает детей опытом, необходимым и для выполнения проектно-исследовательской деятельности, активизируются все умения, требующиеся для реализации этапов любой деятельности.
Таким образом, в УМК широко используется технология само- и взаимообучения, само- и взаимопроверки, позволяющая сформировать у учащихся следующие умения:
– видеть границу между известным и неизвестным;
– находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их;
– вырабатывать критерии для оценки учебной работы;
– оценивать свои и чужие действия по заданным критериям;
– оценивать собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и возможных способов их преодоления;
– планировать операциональный состав действий при решении поставленных задач;
– определять личные достижения в учебной и внеучебной деятельности;
– делать прогностическую оценку уровня сложности задания;
– самостоятельно выбирать учебный материал (задание) для выполнения.
Такие универсальные учебные действия, как использование различных способов поиска (в справочных источниках, у взрослого), сбора, анализа информации; участие в подготовке проекта, исследования, его оформлении, презентации, в системе развивающего обучения Л.В. Занкова стали правилом.
Авторский коллектив выделил и реализовал в УМК с 1 по 4 классы предпосылки для проведения проектно-исследовательской, поисковой деятельности (индивидуально, в парах, в группах): видеть проблемы, задавать вопросы; находить несколько вариантов решения проблемы, различать существенное и несущественное; формулировать правила, давать определение понятиям; классифицировать, делать выводы и умозаключения; проводить наблюдения наглядных объектов, опыты и эксперименты; определять недостающую информацию, находить ее и работать с ней; пользоваться учебными моделями, знаково-символическими средствами, общими схемами решения; структурировать материал, создавать текст; владеть адекватной самооценкой, определять границы собственного знания и незнания; доказывать и защищать свои идеи, воспринимать идеи других, владеть навыками сотрудничества.
Каждая предметная линия вносит свой вклад в развитие всех обозначенных линий работы, акцентируя внимание на тех, которые соответствуют е специфике.
В УМК заложена система развития средств устного общения. В результате дети приобретают навыки доказательно излагать свое мнение, воспринимать точку зрения одноклассников, вступать в спор с автором суждения.
Системная работа по развитию информационной культуры младших школьников поддерживается специальными заданиями в учебниках, составленных на текстовой основе. В них предусмотрены следующие задания: нахождение в тексте явной и скрытой информации, сжатие и расширение информации, анализ структуры текста, составление его плана, выявление главной мысли, нахождение дополнительной информации, работа со справочным материалом, а также составление собственных текстов.
Первоначальный навык поиска информации связан также со свободной ориентацией ребенка в учебнике, что стимулируется постоянными обращениями к прежде выполненным заданиям, к уже прочитанным текстам, к широко представленным словарным статьям, к справочному материалу, который обогащается от класса к классу.
Вся эта работа является системной подготовкой к проектно-исследовательской деятельности, представленной в учебниках по окружающему миру, русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, музыке. К концу 4 класса младшие школьники имеют представление о разнообразии детских энциклопедий, словарей, о возможностях. Интернета как источника дополнительной информации. Они приобретут опыт по поиску и фиксации необходимой информации; начнут ориентироваться в источниках информации (в учебнике и учебных пособиях, в дополнительной литературе, Интернете, при общении с одноклассниками, учителем, взрослыми); приобретут умение работать с информацией, представленной в разных форматах (тексте, рисунке, таблице, схеме, модели слова), понимать, анализировать, преобразовывать и дополнять ее, а также создавать свою собственную информацию в устной и письменной форме, оформлять ее и представлять (в т.ч. и в виде презентации).
Очевидно, что в информационную эпоху использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач и владение ими становится одним из показателей функциональной грамотности человека. Поэтому в учебниках широко представлены знаково-символические средства:
1) помогающие ученику ориентироваться в учебнике (напр.: поиск информации, исследование; учим друг друга; инсценируй; работа со словарем; составление справочника; работа с карточками; проверь себя; выделяющие важную и дополнительную информацию; работа в паре, работа в группе, задание для девочек, задание для мальчиков и другие специфические для отдельных предметов знаки);
2) необходимые для освоения программы каждой предметной линии (напр.: цифры, знаки действий, знаки сравнения, буквы, знаки препинания, блок-схемы в алгоритмах, чертежи, модели, пиктограммы, знаки ориентирования в населенных пунктах, числовые лучи, числовые прямые, знаки в ребусах, знаки на картах и планах и др.).
Ученики научатся «читать» рисунки, карты, планы, таблицы, алгоритмы, диаграммы, чертежи и проч.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, подведение под понятие является и условием, и результатом разработки всех предметных линий на интегрированной основе. По выражению Л.В. Занкова, развитие начинается там, где ребенок оперирует не отдельными фактами и явлениями, а их связями. Продолжим мысль ученого: именно на перекрестках знаний возникает проблема, за ней – познавательный импульс. Чтобы решить проблему, необходимо провести анализ, синтез, сравнение, с помощью рассуждений установить причинно-следственные связи и сделать вывод – все это требует сформированных качеств ученика. Для получения результата важно процессуально выстроить работу по развитию названных умений.
Обратимся к заданиям на классификацию, которые являются одними из частотных в учебниках. По своим внутренним психологическим механизмам классификация основана на сложном соединении актов анализа и синтеза, в ней также реализуются возможности сравнения-различения и точного дифференцирования исследуемых объектов. Именно это универсальное умение содействует установлению связей и зависимостей, лежащих в основе систематизации и осмысленного усвоения знаний. Одновременно активизируется и внимание – в связи с необходимостью сосредоточиться на принципе классификации в ходе выполнения всего задания.
В учебниках представлены задания, в которых обучающиеся классифицируют объекты:
– по одному (нескольким) заданному признаку;
– по заданному признаку, но при выполнении классификации ребенок самостоятельно актуализирует другие, незаданные признаки;
– по самостоятельно найденному признаку с одним (несколькими) количественным указанием;
– по одному (нескольким) самостоятельно найденному признаку без дополнительных указаний.
На основе универсального умения обобщения формируется и оттачивается полноценная структура понятийных знаний. Одна из центральных задач обучения – формирование понятий – во всех предметных линиях решается при сочетании в обучении как дедуктивных, так и индуктивных видов обобщения и состоит в выработке у детей способности идти как от описания и факта к обобщению, так и в обратном направлении. Каждому этапу обучения соответствует свой уровень обобщения тех понятий, под которые подводит обучающийся анализируемые объекты, относящиеся к конкретной предметной линии.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебной задачей; построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации; построение сообщения в устной и письменной формах – эти метапредметные действия, как и все другие, теснейшим образом связаны с духовно-нравственным развитием обучающихся, с развитием их личностных качеств и другими метапредметными действиями, в наибольшей мере с информационной грамотностью. Развитие обсуждаемых коммуникативных умений происходит на материале учебников всех предметных линий посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль обучающегося.
В ситуации коллективного взаимодействия, которое сопутствует решению проблемных и творческих задач, формируется способность оценивать правильность выбора вербальных и невербальных средств, соблюдать правила речевого этикета и устного общения. Дети учатся слышать партнера, реагировать на его реплики, они учатся правилам общения с младшими, ровесниками, взрослыми. Этому способствуют и инсценировки, когда дети представляют, переживают самые разные ситуации.
В учебниках для 1–4 классов, составленных на основе текстов, представлены тексты всех стилей и жанров, произведения устного народного творчества во всем богатстве его жанров; тексты русских и зарубежных авторов; авторские тексты. Много текстов юмористических, шутливых. Разнообразие текстов дает реальную возможность разностороннего их исследования в соответствии со спецификой учебного предмета. Но главное, на что нацеливается внимание ребенка, – человек, будь то автор текста или персонаж, или люди из непосредственного окружения. Авторы учебников пытаются разбудить в ребенке добрые чувства, сопереживание, вызвать внимательное отношение друг к другу. Ученики размышляют, что им нравится в людях и что не нравится, от чего это зависит, как это связано, в частности, с манерой общаться.
В учебниках по русскому языку и литературе предусмотрены задания, обучающие работе с чужим текстом: анализ текста по типу, стилю или жанру; определение темы, идеи текста, придумывание заголовка; анализ структуры текста, составление его плана; анализ средств связи между частями текста, между предложениями; сжатие и расширение текста; преобразование (редактирование); написание ответов на вопросы, текстов малых жанров и сочинений на предложенные темы, связанные с изучаемым материалом.
Эти знания используются на всех учебных предметах, где требуется анализ текста, представленного в учебнике, и составление письменного текста. Но, кроме того, и в этих учебниках реализована своя система по осмысленному восприятию текста. Назовем типы заданий на усвоение приемов работы с текстом, представленные в учебнике «Окружающий мир», 2 класс: выделение главного в устной и письменной речи; выделение в тексте имен, названий, понятий, которые следует запомнить; сравнение научного определения понятия с другими значениями слова; инсценирование; анализ предлагаемого плана текста с точки зрения его полноты и правильности порядка его пунктов; составление плана текста; письменные ответы на вопросы, сочинения-миниатюры, которые в 3–4 классах перерастают в подготовку докладов по предложенным темам.
Готовность признавать и учитывать другое мнение и позицию, излагать свое мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять самоконтроль и взаимный контроль формируются при организации активной познавательной деятельности обучающихся. Именно таковой она является в системе развивающего обучения, для нее естественны рассуждения детей, дискуссии, обсуждение разных точек зрения, сравнение своего мнения с мнением одноклассников или автора текста, учебника. Кроме того, дети знакомятся в курсах литературного чтения и русского языка с особенностями построения и применения монолога, диалога, они инсценируют разные речевые ситуации, сценки из художественных произведений. Существенное значение имеет организация совместной деятельности на уроках математики, окружающего мира, технологии, ИЗО, музыки, во время спортивных игр и соревнований. Так, постепенно складывается умение слушать собеседника, ориентация на партнера по общению, развивается контекстная речь.
Чтобы формирование обсуждаемых умений осуществлялось системно, в учебниках предусмотрены знаки, побуждающие учеников к совместной деятельности: работа в парах, работа в группе; задания для мальчиков, задания для девочек; учим друг друга. Назовем в качестве примеров четыре варианта заданий, помеченных знаком «Учим друг друга»: 1) подбор дополнительного материала из указанных учителем источников; 2) составление своих примеров по аналогии с данными в учебнике, обмен заданиями, их выполнение и взаимопроверка; 3) самостоятельное придумывание заданий к данному в учебнике материалу; 4) задание полностью готовит школьник (самостоятельно, в паре или в группе), ученики принимают решение об объеме работ, они обсуждают проблему, где можно найти требуемый материал и как организовать затем работу с ним.
Подчеркиваем теснейшую взаимозависимость духовно-нравственного развития обучающихся, их личностных качеств, метапредметных и предметных умений. Это понимание выразилось в том, что задания, представленные в учебниках, носят многофункциональный характер: разработанные на предметном содержании, они решают проблемы воспитания, развития обучающегося, а в своей совокупности учат его учиться.

Версия для печати

 
Методическая помощь

Курсы

Занковские чтения

Конкурсы

Марафон

Журнал "Практика образования"

Вебинары для учителей

Интернет-магазин

Внимание!

Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать администратору сайта, на почту

Для корректного отображения сайта просьба использовать браузеры Mozilla Firefox 3 и выше, Opera 9 и выше, Chrome, Internet Explorer 7 и выше.

Присоединяйтесь

Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

e-mail

пароль



Забыли пароль?