Главная  /  О системе  / Теория / Что такое толерантность и почему её надо воспитывать

Что такое толерантность и почему её надо воспитывать

Автор: Еремеева В. Д.


 Часть 4.

        Воспитание нравственности у учащихся на уроках – основа формирования толерантности

       Задача школы сегодня – воспитать самостоятельную, гармоничную, свободную личность, способную принимать решения, отстаивать свою точку зрения, решать разнообразные нестандартные задачи. В связи с этим работа учителей должна быть направлена на обеспечение оптимальных условий для развития каждого ребенка, с учетом неповторимости его индивидуальности. Индивидуализация обучения и воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества.
       Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, отличается бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей, в том числе и воспитания толерантности в отношении к миру, к людям, к самому себе. Решающее значение для формирования гуманистических отношений и взаимоотношений детей имеет положительный нравственный опыт детей, т.к. процесс их воспитания протекает, прежде всего, в повседневной жизни ребенка.
      Для формирования личности исключительно важны самостоятельные действия ребенка, в том числе по установлению доброжелательных отношений со сверстниками. Если ученик действует только по указанию учителя и взрослых и под их наблюдением, он учится послушанию. Это постоянно происходит в жизни.
      Но ученик должен научиться правильно действовать и тогда, когда за ним не наблюдают, когда от него не требуют отчета. Накапливая собственный нравственный опыт, ребенок иной раз ошибается, поступает неправильно. Учитель помогает ему осознать и пережить горечь ошибки, нравственный аспект поступка; разумеется, помогает ему не только исправить ошибочное действие, но и пересмотреть направленность мотива.
      Нравственное воспитание младшего школьника происходит прежде всего в процессе обучения, главного вида деятельности в школе.
      Разнообразие предметов в начальной школе дает возможность каждому ребенку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности. Учитель выделяет и отмечает лучшие качества у каждого из учеников: у одного острый ум, у другого – умелые руки, у третьего – ловкость, наблюдательность, у четвертого – восприимчивость к прекрасному.
      Эти сильные стороны личности детей проявляются в учебном процессе, когда каждый из них в какой-то области становится более знающим и умеющим. Учение ребенка только при поверхностном подходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На самом деле, урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений, формирования толерантности, понимания ценности каждого человека. Именно поэтому необычайно важна в работе педагога коммуникативная направленность, формирование умений и навыков речевого общения.
       А на уроках постоянно возникают определенные учебные и нравственные отношения между учащимися. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Перед учителем стоит сложная задача – организовать индивидуальную деятельность ученика по усвоению знаний таким образом, чтобы она вызывала общие переживания, была источником становления высоконравственных взаимоотношений детей.
       Опыт учителей начальных классов убедительно доказывает: в начальных классах очень эффективна работа в диалоге. Она позволяет наилучшим образом учитывать индивидуальные особенности учащихся, что дает возможность организовать работу каждого ученика и создать условия для их развития.
       Безусловно, много сил требуется учителю начальных классов для того, чтобы научить детей общаться в паре, в группе. Учитель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учеников на таком уроке: помогать друг другу, обсуждать, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе – и оценивать свою работу и работу товарища, что способствует развитию навыков самоконтроля, самоанализа и рефлексии. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками. Это прежде всего отношение каждого участника к своему делу как к общему, умение согласованно действовать совместно с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с точки зрения общей работы. Для того чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в течение урока ситуации, в которых у учеников возникала бы возможность общения между собой.
       Изучая новую тему, ученики выполняют задания, данные в пособиях или на карточках, задают друг другу вопросы, участвуют в диалоге. Дети приучаются к самостоятельной поисковой деятельности, к исследованию, для успешного осуществления которого необходимо соотносить свои действия с действиями других, слушать и понимать товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать собственное мнение, не обижая товарищей, помогать другим и принимать помощь самому. Дети учатся работать с текстом, выделять в нем главное, записывать под диктовку в парах (взаимный диктант). Учатся терпимо относиться к чужим ошибкам, объективно оценивать свою работу. Дети коллективно переживают чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчение от неудач, ошибок.
       В небольшой группе младший школьник чаще испытывает общие переживания, и переживания эти глубже. Здесь дети не только с помощью учителя, но и самостоятельно могут установить отношения с другими детьми, организовать коллективную деятельность, обращаться друг к другу, здесь им легче осознать свое поведение. Дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, что способствует их нравственному воспитанию, формированию доброжелательного отношения к одноклассникам.
       Учитель направляет эту работу в нужное русло, обеспечивая осознание детьми нравственной стороны поведения и отношений, подбирает такие задания, которые должны быть направлены на формирование коммуникативных умений учащихся, что позволяет формировать нравственную оценку и самооценку. А собственный нравственный опыт создает условия для эффективного усвоения опыта других людей, который передается детям в процессе постоянной, кропотливой работы учителя и, конечно, родителей.
       Для накопления детьми опыта сотрудничества чрезвычайно важно, чтобы учитель и дети оценивали на уроке не только знания, но и обращали внимание на нравственную сторону поступков младших школьников. Учителю на уроках необходимо использовать естественно возникшие ситуации и преднамеренно создавать новые ситуации для разъяснения характера возникающих между детьми взаимоотношений, раскрывать их обязанности как членов коллектива, предупреждать отрицательные поступки. В совместной деятельности на уроках у младших школьников вырабатывается представление о том, что хорошо и что плохо. Это касается тех сторон жизни, которые особенно волнуют ребят: отношение к учению, отметкам, труду, дружбе, к различным поступкам ребят в классе.
      С первых дней обучения в школе в период обучения грамоте ставим не только цель развить детей и обучить их чтению и письму, не только подготовить базу для успешного овладения правописанием, но и помочь по-новому посмотреть на свою и чужую речь, сделать ее предметом их собственных наблюдений, дать почувствовать красоту речи, ее лаконичность, логичность, яркость и образность. Важно объяснить детям, что от того, как ты говоришь, зависит, правильно ли поймут тебя окружающие.
       Л.С. Выготский писал: «Я имею все основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но развитие его характера и личности в целом непосредственно зависит от речи».
       На первых уроках дети свободно высказываются о близких им событиях или явлениях природы. Они приучаются выслушивать своего товарища, вести коллективную беседу. С первых минут должны почувствовать доброжелательное отношение учителя к их ответам, соображениям, мыслям. Неудачный ответ рассматривается прежде всего не как ошибка, а как шаг на пути к правильному ответу. Такой взгляд на ответ позволяет ребенку смелее высказывать свои суждения. В доброжелательной обстановке дети активнее проявляют желание говорить перед классом, читать стихи, рассказывать сказки. А это невольно побуждает их следить за своей речью, вычленять главное в рассказе, показывать свои знания. Потребность передавать свои знания другим должна формироваться у ребенка очень рано. Когда ребенок хочет поделиться своими знаниями, он активнее познает окружающую его действительность и стремится добывать знания самостоятельно.
       Необходимо создавать и поддерживать в классе такую обстановку, в которой каждый ученик стремился бы преодолевать трудности, чувствуя уважение к себе со стороны учителя и учащихся даже тогда, когда результат достигается с трудом. При работе с учебной картиной или с серией сюжетных картин (после знакомства с содержанием и обсуждения) предлагается составить текст. Внимание учеников обращается на последовательность изложения происходящих событий: о чем следует сказать вначале, чем следует закончить рассказ и что отразит основной смысл картины. Из созданных детьми предложений отбираются наиболее удачные (для оценки предложений привлекаются сами дети), причем последующее предложение должно быть не только правильным, но и продолжающим мысль. Такие задания надо давать по возможности чаще, так как это приучает говорить правильно, думать со всеми вместе, отбирать из своего запаса знаний то, что необходимо для выполнения задания, трудиться в коллективе, доброжелательно и терпимо относиться к одноклассникам.
       Поскольку речь младших школьников обычно невыразительная, лексически бедная, многие из них не всегда могут выразить мысль. Плохо говорящие дети, чувствуя свои недостатки, становятся молчаливыми, застенчивыми, замкнутыми, им очень трудно общаться со сверстниками, им необходимо помочь, сделать все возможное, чтобы в классе сформировалось толерантное отношение к тем детям, у которых слабо развита речь.
       Научить маленького ученика ясно и грамматически правильно говорить, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, владеть хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, соблюдать речевую культуру, а значит, развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда. Необходимо научить школьника пользоваться словом, понимать красоту устного и письменного слова, почувствовать его смысл. Сегодня дети увлечены боевиками, детективами, фантастикой – литературой, в которой на первый план выходит интерес к перипетиям сюжета и подчас полностью игнорируется красота слова. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, научить маленьких учеников правильно слушать, говорить, сочинять и писать.
      Каждый ребенок по природе – творец, мечтатель и фантазер.
      Поэтому так важно научить каждого ученика творчески подходить к заданиям, создавать свои тексты, сказки, небылицы, писать стихи, выбирать наиболее точные, яркие слова для выражения мыслей и чувств. А для этого необходимо постоянно выяснять значение слов, звучание, морфемный состав, происхождение. При этом учитель как можно раньше и всеми доступными средствами, включая мимику, жесты, музыку, творческую импровизацию, показывает, как живет и развивается то или иное слово в словосочетании, предложении, в небольшом тексте.
       Разнообразные игры со словом развивают природное языковое чутье детей, языковую интуицию, подготавливают к восприятию поэтических форм.
       В работе по развитию речи всегда следует опираться на художественные тексты, способные вызвать у детей эмоциональные переживания. Это образцы речи, в которых можно видеть многообразие способов выражения состояния, настроения героев. Без этого невозможно научить детей по-настоящему чувствовать язык, владеть средствами выразительности, понимать оттенки настроения другого человека. Собственные переживания могут быть осмыслены только в результате лингвистического анализа. При чтении художественных произведений особое внимание обращается на то, как словесно выражены переживания героев, на интонацию (важно не только ЧТО сказано, но и КАК сказано). Это помогает выработке у детей способности сопереживать, сочувствовать, сострадать, формирует их эмоции.
       Очень важно правильно отбирать такие художественные тексты, чтобы они затрагивали чувственную сферу детей, продумывать задания и вопросы к ним для расширения и углубления их нравственных представлений. Часто дети оценивают поведение героев словами «поступил плохо» или «поступил хорошо». Учитель должен помочь детям выразить мысль более точно и определенно, а значит, должен помочь им осознать нравственную сторону поступков и чувств литературного героя, понять идею произведения. Учитель в творческих работах предлагает детям сравнить поведение героев, выделить общее и различное в поведении разных персонажей, понять отношение писателей и выразить свое отношение к героям и их поступкам. Так дети учатся выбирать правильное решение, отстаивать свою точку зрения, убеждать в ней других, терпимо относясь к другой точке зрения.
       Анализ художественных текстов, используемых на уроках литературного чтения и русского языка, дает широкие возможности всесторонне рассмотреть с учащимися нравственную сторону взаимоотношений людей.
       Дети читают и обсуждают произведения, в которых в доступной для их возраста форме ставятся вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, гуманности, патриотизме и интернационализме. Такие яркие художественные произведения, наблюдения над природой с наибольшей полнотой способствуют проявлению и формированию нравственных чувств младших школьников. Специально подобранные темы и сюжеты актуализируют нравственные эмоции детей, заставляют их сопереживать героям.
      Таким образом формируется нравственное сознание, поведение и чувства младших школьников. Дети получают представление о добре, зле, о хорошем и плохом, о заботливом и бережном отношении к другому человеку, к природе, ко всему живому на земле, но часто эти представления наивны, поэтому учитель направляет нравственное развитие детей, используя их собственный опыт и примеры из художественной литературы. На этих примерах раскрывается сложность взаимоотношений между людьми, многообразие характеров, особенности переживаний.
       Если учитель ведет глубокую серьезную работу в этом направлении, то он воспитывает своих учеников отзывчивыми, добрыми, чуткими по отношению к другим людям.
       Формирование нравственных взаимоотношений – процесс сложный и длительный, требующий постоянного внимания учителя. Педагог должен знать условия, в которых живет ребенок, способствовать его хорошему самочувствию, удовлетворению его интересов и развитию разных способностей. Школьник должен чувствовать себя защищенным от несправедливости и обиды, видеть, что он, такой, какой он есть, небезразличен учителю и одноклассникам. Он должен уметь дорожить интересами общего дела, а это требует умения помогать своим товарищам.
       Большое значение, особенно в предшкольном периоде и в первом классе, имеет игра как важнейший вид совместной деятельности детей и один из приемов организации учения, труда и других занятий. Содержание сюжетных, творческих и дидактических игр помогает учителю обращать внимание детей на нравственную сторону взаимоотношений людей. Задача педагогов – оценить достоинства каждого ребенка и сделать его присутствие в той или иной играющей группе необходимым и полезным и для него самого, и для других.
       Все вопросы, которые касаются формирования моральных качеств, учитель может решить комплексно, и в учении, и в труде, и в творческих занятиях, реализуя, таким образом, принцип всестороннего и гармонического развития личности ребенка. Учитель внимательно направляет взаимоотношения детей, обращая их внимание на проявления товарищества, доброжелательности, справедливости, тактичности, обеспечивая положительное взаимное влияние детей друг на друга, терпимое отношение друг к другу, независимо от национальности, пола, внешности или школьной успешности.
       Важной предпосылкой нравственного воспитания школьников является общий нравственный климат в классе и школе, стиль отношений между учителями и детьми и стиль детских взаимоотношений. Обстановка взаимной заботы и внимания, доброжелательности и требовательности, в которой каждый ученик ощущает себя равноправным членом коллектива, благоприятствует развитию достоинств и преодолению недостатков школьников.
       Определяющее значение в нравственном воспитании младших школьников имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если между учителем и учениками душевные, добрые отношения, то так же и ученики класса относятся друг к другу.
       Стиль отношений педагога с детьми проявляется, прежде всего, в содержании его требований, в системе стимулирования и оценке деятельности детей.
       Младшие школьники исключительно чувствительны к мнению учителя, поэтому каждую оценку, каждое замечание педагогу следует хорошо обдумывать. Учитель должен избегать общих оценок личности ученика, относиться ровно к каждому из них, без подгона детей под стандарт и без деления их на «хороших» и «плохих». Школьника можно хвалить или осуждать за его поступок, за усвоение им тех или иных знаний и навыков, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом. И мудро поступает учитель, который, хотя и испытывает раздражение по отношению к какому-то ребенку, но не обвиняет его, а сдерживает себя, проявляя выдержку и терпение; пытается выявить мотивы, лежащие в основе поведения ребенка, и, используя разнообразные средства, терпеливо решает возникшую проблему.
       Самое главное, учитель должен любить своих детей, свою профессию, совершенствовать свое профессиональное мастерство.
       В основе гуманистического стиля лежит педагогический оптимизм учителя, его безграничная вера в возможности каждого ученика.

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Журнал "Практика образования" №3/2010.

Версия для печати

 
Методическая помощь

Курсы

Занковские чтения

Конкурсы

Марафон

Журнал "Практика образования"

Вебинары для учителей

Интернет-магазин

Внимание!

Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать администратору сайта, на почту

Для корректного отображения сайта просьба использовать браузеры Mozilla Firefox 3 и выше, Opera 9 и выше, Chrome, Internet Explorer 7 и выше.

Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

e-mail

пароль



Забыли пароль?