Главная  /  О системе  / Теория / Педагогическая система развивающего обучения Л.В. Занкова: Учебное пособие.

Педагогическая система развивающего обучения Л.В. Занкова: Учебное пособие.

Автор: Нечаева Н. В., Рощина Н. Н.


 

       Конец XX века - время кризиса индустриальной культуры (культуры Просвещения), сложившейся в XVIII - XIХ веках, время смены культурной парадигмы. Для современной, постиндустриальной, или информационной, культуры все более значимым становится продуктивный, творческий потенциал каждого человека, вклад каждого человека в культуру, поэтому она ориентируется не на однозначность истины, открываемую разумом, а на способность различать значимое и незначимое, на способность «слышать» многообразие мира. Человек культуры постпросвещения становится человеком диалога, то есть человеком с культурным самосознанием, человеком культуры (В. Конев, В. Библер).
        Таков заказ новой информационной культуры современному образованию. Этот заказ вступает в противоречие со сложившейся педагогической традицией. На наш взгляд, эта укоренившаяся в школе традиция может быть преодолена только длительной планомерной работой по формированию сознания, соответствующего новым культурно-историческим тенденциям.
        Цель этого пособия - представить один из возможных вариантов реализации в практике начального обучения новой образовательной задачи: построение личностно ориентированного развивающего обучения. Предлагаемая система обучения является результатом длительного исследования проблемы соотношения обучения и развития, проведенного под руководством академика Леонида Владимировича Занкова. Это целостная система, разработанная во всех ее частях: включая цель, задачи, дидактические принципы, типические свойства методической системы, организационные формы, систему изучения успешности обучения и развития школьников.
        С 1996 года система получила статус государственной, наряду с традиционной и системой развивающего обучения Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова. Система Л.В. Занкова широко востребована творчески работающими учителями: ее использует каждый пятый учитель начальных классов во всех регионах России. Внедрение в практику педагогической системы Л.В. Занкова обеспечивает качественное изменение образовательного пространства начальной школы, перестройку педагогического мышления и создает благоприятную среду для решения задач модернизации российского образования. Проведенные мониторинговые исследования показывают высокую эффективность системы Л.В. Занкова для развития всех детей, как сильных, так и слабых. Таким образом, система общего развития школьника может служить теоретическим и практическим основанием для реализации современных образовательных целей.
        Об актуальности этой задачи свидетельствуют следующие положения:
- принципы, изложенные в Концепции содержания непрерывного образования, распространяются не на группу, а на всех учителей России;
- в последние годы получены новые знания об индивидуальных различиях между разными типами детей: по характеру их познавательной деятельности и эмоционально-коммуникативным особенностям (в том числе в зависимости от пола воспитанников), что ставит вопрос об особенностях отбора и структурирования содержания образования,организации процесса обучения, о широком спектре форм обучения;
- всеобщее значение приобретает безотметочное обучение в начальных классах и в адаптационный период в основном звене школы;
- интенсивный характер преобразований, произошедших в российской начальной школе, остро ставит вопрос об исследовании условий положительной адаптации детей разных типов к обучению в 5 классе.
        Для того чтобы учителя общеобразовательной школы, выпускники педагогических вузов и колледжей могли реально воспользоваться выбором одной из государственных образовательных систем, они должны в равной мере познакомиться с ними во время обучения или в ходе дополнительного образования. В Постановлении Коллегии Министерства общего и профессионального образования «О проблемах и перспективах развития начального образования в Российской Федерации» от 11.12.1996 г. перед преподавателями педагогических вузов, колледжей и институтов повышения квалификации работников образования поставлены задачи «систематизации теоретического и методического содержания дидактической системы Л.В. Занкова, осознания необходимости изменений собственной педагогической деятельности и профессиональных компетентностей в соответствии с современными образовательными целями, организации проб профессиональных действий».
        Это и является целью данного пособия.
        Жанр «учебное пособие» определил структуру книги: раскрытие каждого теоретического положения системы развивающего обучения завершает практическая часть, которая дает читателю возможность осознать полученные знания.
При написании пособия использовались исследования разработчиков и исследователей системы общего развития школьника: прежде всего Л.В. Занкова, а также И.И. Аргинской, Н.Я. Дмитриевой, М.В. Зверевой, А.В. Поляковой, И.П. Товпинец, Н.А. Цирулик, Н.И. Чуприковой, Н.Я. Чутко. Авторы выражают им благодарность за предоставленные материалы.

 

Н.В. Нечаева,
научный руководитель Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова,
профессор кафедры начального и дошкольного образования АПКиППРО

 

Н.Н. Рощина,
профессор кафедры педагогики Московского педагогического государственного университета

 

Учебное пособие создано в рамках НИР «Программно-методическое обеспечение курсов по системе Л.В. Занкова для педагогических образовательных учреждений» по заказу Министерства образования Российской Федерации
Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России»

 

Данное пособие можно приобрести в нашем  магазине

Версия для печати

 
Методическая помощь

Курсы

Занковские чтения

Конкурсы

Марафон

Журнал "Практика образования"

Вебинары для учителей

Интернет-магазин

Внимание!

Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать администратору сайта, на почту

Для корректного отображения сайта просьба использовать браузеры Mozilla Firefox 3 и выше, Opera 9 и выше, Chrome, Internet Explorer 7 и выше.

Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

e-mail

пароль



Забыли пароль?