Главная  /  О системе  / Лица системы

ДМИТРИЕВА Нинель Яковлевна

Назад


       Так получилось, что у обоих авторов курса «Окружающий мир» в системе Л.В. Занкова в биографии можно найти изюминку. У Аркадия Николаевича Казакова это журналистская стезя, на которой он провел годы. А у Нинель Яковлевны Дмитриевой – командировка вместе с мужем на… космодром Байконур. «Командировка», а проще служба оказалась длительной – с 1979 по 1997 год. Все это время Нинель Яковлевна была вдалеке от занковской системы (по расстоянию), но никак не в разлуке – она продолжала разрабатывать учебники, методику преподавания курса.

       А начиналось все в бурных шестидесятых. После окончания химико-биологического факультета Московского городского педагогического института им. В.П. Потемкина молодая учительница несколько лет преподавала биологию в школе № 673 г. Москвы. Но уже в 1964 году она познакомилась с коллективом разработчиков новой дидактической системы и постепенно влилась в него. В начале семидесятых в группе, которой непосредственно руководил Леонид Владимирович Занков, она вместе с И.И. Аргинской, Н.К. Индик, Н.В. Нечаевой занималась исследованием «типических свойств методической системы».
       Еще в 60-е годы Н.Я. Дмитриева разработала программу преподавания естествознания в начальных классах в системе развивающего обучения. Проведенное ею сравнительное исследование особенностей оперирования научными понятиями в традиционных и экспериментальных классах, убедительно показало неиспользованные возможности младших школьников. Результаты этого исследования, а также последующее исследование реализации типических методических свойств системы развивающего обучения подвели Нинель Яковлевну к созданию учебников по естествознанию. Такой учебник для первого класса вышел в 1979 году под редакцией Л.В. Занкова, но когда великого ученого уже не стало. Трудности в реализации системы, наступившие в последующее время, привели к тому, что лишь в 1991 году Н.Я. Дмитриева смогла воплотить результаты своего исследования в пробных учебниках для 1-3 классов. И как! Проверка и апробация учебников в широкой практике позволила в середине 90-х годов утвердить в Министерстве образования РФ весь комплект по естествознанию для трехлетней начальной школы.
       А позже Нинель Яковлевна в соавторстве с А.Н. Казаковым впервые в России разработала интегрированный учебно-методический комплект по курсу «Окружающий мир» для четырехлетней начальной школы. Учебники комплекта стали победителями конкурса на создание учебников нового поколения, проведенного Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования РФ. И это вполне заслуженная награда, так как только недавно, в стандартах второго поколения, создание интегрированных курсов стало обязательной нормой. Таким образом, учителя-занковцы, уже работающие по созданным Нинель Яковлевной учебникам, (а таких учителей - многие тысячи), получили бесценный опыт преподавания интегрированного курса, которым могут поделиться со своими коллегами. Убедительным результатом работы педагогов-занковцев стали высокие показатели их учеников как в общем развитии, так и в широте и прочности знаний и умений.
       Распространенность учебно-методического комплекта по окружающему миру и его результативность определяются не только тем, что в его основе выверенные в экспериментальной работе исследовательские данные, но и в теснейшем постоянном взаимодействии Н.Я. Дмитриевой с работниками образования, с учительством. Человек большой энергии и обаяния, она участвует в работе научных конференций и семинаров, посвященных современным проблемам развивающего обучения, часто бывает в регионах на выездных курсах. На ее лекциях и уроках всегда множество педагогов, что свидетельствует о востребованности поднимаемой ею проблематики и качестве ее занятий.

Вопрос сайта Занков. ру:
- Нинель Яковлевна, в ваших учебниках окружающего мира космическая тематика освещена на основе личного опыта?
- Да, опыта хватает, разве что сама не летала. Но хочу сказать о другом: как писать учебник, что писать в нем – во многом эти мысли рождает у меня общение с нашими учителями. Очень люблю их и всегда выношу из бесед с ними какие-то новые мысли и наработки. И что меня радует в занковской системе, которой отданы многие годы жизни, - она способствует развитию и детей, и учителей!

Методическая помощь

Курсы

Занковские чтения

Конкурсы

Марафон

Журнал "Практика образования"

Вебинары для учителей

Интернет-магазин

Внимание!

Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать администратору сайта, на почту

Для корректного отображения сайта просьба использовать браузеры Mozilla Firefox 3 и выше, Opera 9 и выше, Chrome, Internet Explorer 7 и выше.

Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

e-mail

пароль



Забыли пароль?