Главная  /  О системе  / Лица системы

ЗВЕРЕВА Мария Васильевна

Назад


       Ближайший соратник Леонида Владимировича Занкова, продолжатель его идей, прекрасный, духовно богатый человек – так коротко можно сказать о Марии Васильевне Зверевой. С отличием окончив деревенскую школу, Мария Васильевна поступила на дефектологический факультет Московского педагогического института. Ее малая Родина - Подмосковье - дала стойкость и силы перенести тяготы Великой Отечественной войны, трудные голодные годы студенчества в Москве. Затем - аспирантура Института дефектологии Академии педагогических наук СССР, встреча с выдающимися психологами и дефектологами – Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, Ф.А. Рау и Ф.Ф.Рау, И.М. Соловьевым. Они заметили в юной аспирантке увлеченность, преданность науке.
       С момента открытия лаборатории обучения и развития Института теории и истории педагогики Академии наук РСФСР, созданной и возглавленной в 1957 году Л.В.Занковым, и до последних дней жизни Мария Васильевна была сначала ближайшим помощником Леонида Владимировича в разработке проблемы оптимального развития детей в период их активного личностного становления, а затем продолжила начатое им дело. Тонкий внимательный экспериментатор, она исследовала развитие мышления младших школьников, их индивидуальные различия, то есть «вечные» проблемы педагогической психологии, актуальные и сегодня. Фактически нет такого исследования лаборатории обучения и развития, в котором Мария Васильевна не принимала бы участия.
       После Л.В. Занкова М.В. Зверева возглавила лабораторию. При ее идейном руководстве в 80-е и 90-е годы решались достаточно трудные вопросы сохранения и развития системы Л.В.Занкова, внедрения в практику работы современной школы, многое она сделала и для создания Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова. Работы М.В.Зверевой – от исследования «О взаимодействии слова и наглядности в процессе обучения в 3 классе», изданного в 1954 году, до труда «Изучение развития учащихся», написанного в 2000 году, – востребованы и сегодня.
С особой теплотой вспоминают о М.В.Зверевой сотрудники лаборатории обучения и развития, которой она руководила, отмечая ее преданность делу, мудрость и такт.
        «От нее исходила мощная волна душевной чистоты, доброты и верности той педагогической идее, в рамках которой она работала. До конца жизни все ее научные интересы были направлены на сохранение в чистоте идей Леонида Владимировича Занкова, на воспитание новых приверженцев его системы. Сохранение деловых и доброжелательных отношений в лабора-тории обучения и развития – еще одна заслуга Марии Васильевны». (Н.Я. Дмитриева).
        «В подходах к исследованию Марию Васильевну отличала строгая научная школа – И.М.Соловьев, Л.В.Занков. Это, прежде всего, достоверность полученных научных фактов, глубина их осмысления, новый взгляд на перспективность инновационных разработок. Идея оптимального общего развития личности в условиях специально организованного обучения раскрывается в книге «Индивидуальные варианты развития младших школьников» (1973), в которой Мария Васильевна выступила автором и научным редактором. На фактическом материале показано интенсивное продвижение в интеллектуальном и личностном развитии и труднообучаемых детей с низким уровнем общего развития, и ярких сильных школьников, преимущественно успешных в учении. Вместо бытовавшей долгие годы установки в оценке эффективности обучения равнения на среднего ученика, а в идеале – на отличника по успеваемости, утверждается важность изучения динамики продвижения каждого: и слабого, и сильного по сравнению с исходным уровнем их интеллектуального развития, опыта познавательной самостоятельности и эмоционально-ценностных отношений. Правомерность и жизненность такой оценки образовательных результатов в настоящее время утверждается в нормативных установках концепции модернизации современного образования». (И.П.Товпинец).
       Своей научной мамой называют Марию Васильевну ее аспиранты, нынешние авторы серьезных научных трудов, учебников, методических пособий, продолжающие разработку проблемы обучения и развития младших школьников.
       Н.Б.Истомина, профессор, доктор педагогических наук, руководитель учебно-методического комплекта «Гармония»: «Вспоминаю Марию Васильевну Звереву, и на душе становится тепло. Она была светлым человеком – ученым, помощником, другом. В ее любви к делу, ребенку хотелось идти вслед за ней. Это счастье, что мы были рядом с ней».
       Н.А.Цирулик, кандидат педагогических наук, автор комплекта учебников и методических пособий по трудовому обучению, разработанных для занковских классов: «При всей своей интеллигентности и доброте она была требовательной и настойчиво добивалась от своих учеников глубины мыслей и четкости их выражения. Взять знаменитые ее надписи на полях наших работ «Не ясно», «Не понимаю», «Убей, не понимаю»… Такая суровая школа приучала думать, критически относиться к своей работе».
       «Мария Васильевна сразу поразила мое воображение необыкновенно естественной манерой поведения, обаянием, простотой в общении, - говорит Н.Н.Рощина, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики МГПУ. - Я была ее аспиранткой. Сомнения, трудности, муки творчества, постоянные ее пометки на полях рукописи: «Не понимаю». Как же они выводили из равновесия! И только теперь, когда правлю работы своих студентов и аспирантов, я с благодарностью и теплотой вспоминаю своего руководителя. Это была настоящая научная школа, беспощадная к неточному слову, фразе, филигранно оттачивающая каждую мысль. И как она это делала! Не обижая, не возмущаясь незнанием и неумением, корявостью мыслей и слов! Человеком Мария Васильевна была удивительным, уникальным. Когда мы собирались за праздничным столом, отмечая в лаборатории различные даты и события, ее тонкий юмор, оригинальные тосты, душевное тепло разливалось по всему пространству, наполняя собой всех и вся. Душевная тонкость, обаяние и много-много любви к человеку – в этом вся она».
       Н.В.Нечаева, научный руководитель ФНМЦ им Л.В.Занкова: «Для новых поколений занковцев мы хотим передать наше восприятие самого авторитетного после Леонида Владимировича сотрудника лаборатории обучения и развития – Марии Васильевны Зверевой. Нам кажется, что понимание духовных высот Л.В. Занкова и М.В. Зверевой позволит понять дух всей системы – гуманной, обращенной к ребенку, к его ожиданиям и возможностям. Такая система могла возникнуть только в атмосфере дружелюбия и взаимного уважения».

Методическая помощь

Курсы

Занковские чтения

Конкурсы

Марафон

Журнал "Практика образования"

Вебинары для учителей

Интернет-магазин

Внимание!

Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать администратору сайта, на почту

Для корректного отображения сайта просьба использовать браузеры Mozilla Firefox 3 и выше, Opera 9 и выше, Chrome, Internet Explorer 7 и выше.

Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

e-mail

пароль



Забыли пароль?