Главная  /  О системе  / Лица системы

РОМАНОВСКАЯ Зинаида Ивановна (1917 - 2006)

Назад


        В лабораторию обучения и воспитания Института теории и истории педагогики АПН РСФСР, которой руководил Л.В. Занков, Зинаида Ивановна пришла в начале 60-х годов уже сложившимся педагогом, имевшим большую практику работы и собственный взгляд на преподавание литературного чтения в начальной школе. Можно сказать, что всю свою сознательную жизнь она посвятила поиску путей, как влюбить начинающих читателей в литературу, в художественное слово. И помогали ей в этом богатый опыт учителя русского языка и литературы, который она переосмыслила в соответствии с дидактическими принципами системы Л.В. Занкова. Эту систему, перевернувшую, по ее словам, ее мышление, она приняла сразу и бесповоротно, увидела, что речь идет о полной перестройке учебного процесса младших школьников.
       Учителя-занковцы того времени хорошо ее запомнили – ведь З.И. Романовская была не просто автором ставшего популярным учебника «Живое слово», подготовленного ею во время массового проведения эксперимента в занковских классах, а человеком, который в десятках и сотнях командировок объездил всю страну, побывал во множестве регионов. Она умела убеждать, рассказывать о новой системе так интересно, что после встреч с нею многие становились приверженцами развивающего обучения. Ей нелегко было жить в таком ритме, но была и компенсация – безмерная любовь учителей. Тот, кто хоть раз слышал ее лекции-концерты, кто работал по ее учебникам, навсегда сохранил восторженное отношение к ее таланту лектора, автора.
       Для нее после первой же встречи с Л.В. Занковым сразу стало понятно, что уроки литературного чтения в новой дидактической системе надо строить не напрямую связывая их с техникой чтения, а опираясь на проявление у детей интереса к содержанию читаемого произведения, выражение ими своих мыслей, возникших после на основе пусть и небольшого, но собственного жизненного опыта. Такой подход они с Леонидом Владимировичем неоднократно обсуждали, разрабатывая в ходе эксперимента методику преподавания литературного чтения. И общение с учителями-занковцами также подтверждало их мысли: простое «прохождение» изучаемого произведения не затрагивает душу и чувства школьников. Личность ребенка отражается как раз через эстетическое, во многом личное восприятие художественного текста, его образов. От этого зависит глубина понимания и принятия происходящего в произведении. З.И. Романовская предлагала педагогам-занковцам в первую очередь на уроках наблюдать не за ошибками техники чтения, а за реакцией детей на прочитанное, за выражением их чувств, горением их глаз, советовала поддерживать их порывы высказать свое мнение о литературном тексте, сопоставить его с тем, что они наблюдают в жизни. Обучение, развитие, воспитание, в первую очередь, нравственное – вот что, на ее взгляд, должны были давать уроки литературного чтения.
       Первый ее учебник с необычным названием «Живое слово» вышел в 1965 году, а в 2006-м Зинаида Ивановна утвердила в ФСУ четвертое поколение учебно-методического комплекта по литературному чтению. Завидное творческое долголетие! Потому что жила на одном дыхании. Щедро делилась эмоциями. Полутона были только по отношению к искусству, а при отстаивании своего детища билась со всей страстью и непримиримостью. Обладая безупречным литературным вкусом, она отстаивала право ребенка на развитие у него такого вкуса. Можно с уверенностью сказать, что все современные авторы учебников литературного чтения выросли из ее «Живого слова».

     В трудные годы, когда система Л.В. Занкова была под негласным запретом и уже не было ее создателя и защитника, Зинаида Ивановна вместе с Марией Васильевной Зверевой и Марией Ивановной Красновой возглавили движение за право развивать ребенка в нашей российской школе. И их большая заслуга в том, что в 1993 году был открыт Федеральный научно-методический центр, а немного позже систему Л.В. Занкова признали государственной.
Большая, неординарная личность – такой была З.И. Романовская.

Вопрос сайта Занков.ру (начало 2000-х годов):
- Зинаида Ивановна, насколько сегодня актуальны те подходы, которые вы разрабатывали вместе с Леонидом Владимировичем Занковым?
- Они настолько опередили свое время, что и сегодня не просто востребованы, а и далеко не исчерпали своих возможностей. Убеждена, что еще многие десятилетия система Занкова будет служить делу обучения, воспитания и развития детей.

Методическая помощь

Курсы

Занковские чтения

Конкурсы

Марафон

Журнал "Практика образования"

Вебинары для учителей

Интернет-магазин

Внимание!

Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать администратору сайта, на почту

Для корректного отображения сайта просьба использовать браузеры Mozilla Firefox 3 и выше, Opera 9 и выше, Chrome, Internet Explorer 7 и выше.

Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

e-mail

пароль



Забыли пароль?