Главная  /  О системе  / История / Воспитывать чувства

Воспитывать чувства

Автор: Романовская З. И.


ВОСПИТЫВАТЬ ЧУВСТВА


Зинаида Ивановна РОМАНОВСКАЯ, автор курса "Литературное чтение"

 


З.И. Романовская , 1960-е годы.

 

Первое знакомство с системой обучения академика Леонида Владимировича Занкова перевернуло мое мышление: я сразу поняла, что речь идет о полной перестройке учебного процесса в начальных классах. Это было в 1963 году. Детям предложили осваивать программный новый материал не по начертанному официальному стандарту, который шел от учителя, а во многом опираясь на их собственные знания, мысли, чувства – ведь вначале они высказывали свое мнение из собственных наблюдений без информации учителя. Уже после первых встреч с Л.В. Занковым мне стало понятно, что уроки литературного чтения по новой дидактической системе надо строить не напрямую связывая с техникой чтения в начальных классах, а опираясь на проявление у школьников интереса к содержанию читаемого произведения, выражение детьми своих мыслей, возникших в результате пусть и небольшого, но собственного опыта.
На стадии массового эксперимента я много ездила по стране, присутствовала на уроках в городских и сельских школах, общалась с учителями и детьми и все больше убеждалась в правильности такого подхода. Действительно, в самом начале пробуждение чувств у детей происходит при чтении произведения учителем. По окончании чтения учитель делает паузу, давая детям собраться с мыслями, понять возникшие у них чувства по отношению к прочитанному произведению в целом и отдельно к действующим лицам. Именно на это я обращала внимание педагогов во время лекций и семинаров – на значимость проявления чувств у детей. Особое значение при чтении имеют паузы, сделанные учителем, и выделение голосом отдельных слов. Например, вспоминаю семинар, когда мною был прочитан отрывок из стихотворения Романа Сефа:


     Жить на свете очень туго
     Без подруги или друга.
     Без тебя и твой щенок
     Нестерпимо одинок.

Здесь очень важны паузы, сделанные при чтении, как подчеркивание голосом отдельных слов. Они помогают детям на эмоциональном уровне понять, что трудно жить без друга или подруги. После слова "туго" делаю длительную паузу и огорченно вздыхаю. Все это для того, чтобы дети поняли, что щенок действительно одинок.
Мы не однажды обсуждали с Леонидом Владимировичем Занковым тот факт, что простое усвоение содержания произведения не затрагивает души и чувства школьников. Полноценное восприятие художественных произведений неразрывно связано с разносторонней психической деятельностью школьников. Личность ребенка выражается как раз через эстетическое восприятие художественного произведения и его образов. От этого зависит глубина понимания и принятия происходящего в произведении.
Мне вспоминается один из семинаров с учителями-экспериментаторами в Туле, когда свою лекцию я начала с чтения отрывка из поэмы Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос":

 

     Есть женщины в русских
                                                 селеньях
     С спокойною важностью лиц,
     С красивою силой
                                      в движеньях,
    С походкой, со взглядом
                                                цариц.

 

Тут же последовал яркий эмоциональный отклик слушателей. Кто-то даже встал и воскликнул: "Есть, есть такие женщины!" И мы повели разговор о том, как различная техника чтения, выражая различные чувства, вызывает разные эмоции у учеников. Я убедилась, что это хорошо знают и понимают наши "занковские" учителя!
Во многом опираясь на их мысли и чувства, мы в ходе эксперимента разрабатывали методику преподавания литературного чтения. Предлагали нашим педагогам в первую очередь на уроках наблюдать не за ошибками техники чтения, а за реакцией детей, за выражениями их чувств, горением их глаз, советовали поддерживать их порывы высказать свои мнения о прочитанном.
Помню сегодня лабораторные занятия с учителями на уроках чтения в классах школ Зареченского района г. Тулы. Вот как проходил один из них. В начале урока учитель сообщил учащимся, что сегодня урок чтения он будет проводить вдвоем с Зинаидой Ивановной, представив меня классу как методиста. Обычно детей это не смущало. Затем ученикам предлагалось высказать свое понимание дружбы в связи с предстоящим чтением произведения на эту же тему.
Когда я заметила, что еще не все желающие успели высказаться, а учитель спешит перейти к чтению, то попросила его дать возможность высказаться всем. И после чтения произведения, если учитель не делал паузу, или не спрашивал, желает ли кто из ребят перечитать рассказ, или нечетко формулировал вопрос, тактично поправляла педагога, подсказывала, что надо ему сделать. И конечно, после окончания урока проводился его тщательный анализ. На нем особое внимание уделялось тому, что одним из основных положений построения урока по занковской системе является активизация жизненного опыта детей.
Для занковских классов во время эксперимента подготовили учебник "Живое слово", который издавался все эти годы, издается и сейчас.
Эксперимент по внедрению занковской системы и обучению учителей начальных классов, в котором я принимала участие, проводился более чем в 1200 классах. Крупные "массивы" экспериментальных классов были в Алтайском, Ставропольском краях, Горьковской, Калининской, Калининградской, Кемеровской, Московской, Новосибирской, Оренбургской, Тульской, Тюменской областях. Кроме того, были открыты экспериментальные классы в 41 крае, области и автономной республике, а также в Азербайджанской, Казахской, Латвийской, Узбекской и Украинской ССР. Мы знали всех учителей, мы посетили тысячи уроков, мы проанализировали тысячи детских работ и отчетов учителей.
Вспомнился еще урок в одной из московских школ, на котором дети проходили стихотворение А. Пришельца "Снежинка". Проводивший урок учитель хорошо понял основной метод работы с текстом – выразительное чтение, ведь особенностью стихотворения являются его лиризм, глубокая эмоциональность, гамма чувств, которую передает поэт. Так, автор любуется падающей снежинкой-пушинкой, восхищается ее красотой и тревожится, что она упадет под чьи-то тяжелые сапоги и будет раздавлена. С сожалением говорится о том, что люди могут топтать красоту, не замечая ее.
Сложный комплекс мыслей и чувств возникает у детей при чтении этого стихотворения. Лена Рубцова сказала, что снежинка красивая, очень нежная и что жаль ее; Саша Пронин высказался, что стихотворение ему нравится и что жаль эту снежинку, потому что она будет раздавлена и погибнет; Наташа Елисеева читала стихотворение очень жалостно и грустно.
Система прошла уже пятидесятилетний путь и доказала свою жизнеспособность и эффективность. Можно сказать, что она опередила время, что и подтверждает ее сегодняшняя востребованность.

Версия для печати

 
Методическая помощь

Курсы

Занковские чтения

Конкурсы

Марафон

Журнал "Практика образования"

Вебинары для учителей

Интернет-магазин

Внимание!

Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать администратору сайта, на почту

Для корректного отображения сайта просьба использовать браузеры Mozilla Firefox 3 и выше, Opera 9 и выше, Chrome, Internet Explorer 7 и выше.

Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

e-mail

пароль



Забыли пароль?