Главная  /  О системе  / История / Как психолог стал педагогом

Как психолог стал педагогом

Автор: Чутко Н. Я.


 КАК ПСИХОЛОГ СТАЛ ПЕДАГОГОМ

Нинель Яковлевна ЧУТКО, автор курса "Я – гражданин России"

 


Н.Я. Чутко со школьниками. 1960-е годы

В 1961 году я стала сотрудником лаборатории воспитания и развития Института теории и истории педагогики АПН РСФСР, которую организовал и возглавил Л.В. Занков. Произошло это по рекомендации Антонины Владимировны Поляковой, которая была моей сокурсницей по психологическому отделению философского факультета МГУ им. Ломоносова и решила помочь мне, узнав, что я думаю над переменой места работы.
Психолог и педагог по профессии, я в течение восьми лет трудилась учителем психологии, логики и истории в старших классах школы. Живая, требующая постоянного профессионального роста деятельность учителя какое-то время была вполне приемлема. Мои старшеклассники с явным интересом и уважением работали со мной. Но постепенно мое отношение к профессии изменилось. Стал раздражать сам процесс обучения с явно заниженной успешностью учения даже способных, "сильных" учеников.
Идя на встречу с Занковым, я не знала, кто он. Все, что я рассказывала Леониду Владимировичу, он выслушал чрезвычайно внимательно, с видимой заинтересованностью, а затем сказал: "Я беру вас на работу". И в дальнейшем Занков очень внимательно слушал меня, когда я говорила о школе: он помнил, что я проработала там значительный период и не понаслышке знала ее жизнь.

Встреча с Л.В. Занковым определила дальнейшую мою судьбу. Многое при переходе в его лабораторию, конечно, смущало: не поздно ли начинать научную работу? (Основные сотрудники лаборатории уже были кандидатами психологических или педагогических наук.) Окажусь ли я на месте в коллективе, занимающемся проблемами младших школьников?
Однако с самого начала работа захватила меня. Проблема обучения и развития была увлекательной и перспективной и, главное, – невозможной без соединения педагогики и психологии ("психологизации педагогики" и "педагогизации психологии"). Оказалось, что мое психологическое образование и педагогическая практика органически соединились и сделали меня специалистом, способным быстро включиться в разработку проблемы оптимального развития школьников в определенных условиях обучения.

Первый этап эксперимента проходил в московской школе № 172. Ирония судьбы, а может, даже знак: это была та самая школа, которую я заканчивала. Вслед за Занковым я шла по коридорам, где когда-то бегала школьницей. Бывает ведь так!
Известно, что активный – сензитивный – период развития личности приходится на период дошкольного детства и начальных классов школы. Это требует постоянного внимания психологов и педагогов к дошкольникам и младшим школьникам.
Известно, что личность формируется в деятельности. У дошкольника – в игре, у младшего школьника – в учебной деятельности.
Известно, что учебная деятельность реализуется в общеучебных интеллектуальных умениях, приоритетно значимых для осуществления учебной деятельности.
Теоретическое и экспериментальное установление того, что обучение может и должно, как показал Лев Семенович Выготский, содействовать развитию, но может и тормозить, задерживать его, потребовало создания новой системы обучения младших школьников. Соответственно – новых учебников и методических пособий, направленных не только на усвоение знаний, умений и навыков, но и на оптимально-индивидуальное развитие младших школьников непосредственно в учебной деятельности.

Я начала работу над учебниками истории в системе начального обучения Л.В. Занкова. Завершилось это созданием факультативного курса "Я – гражданин России" ("Я, моя страна, мой мир", 3-й класс, "Я, мое настоящее и мое далекое прошлое", 4-й класс).
Осмысление объективно заданных разных направлений работы лаборатории, принципиальная критика соответствующих разработок, тщательная и постоянная проверка их в реальном процессе обучения и развития детей с фиксацией как непосредственных, так и отдаленных его результатов (как это принято в научной школе Л.В. Занкова) позволили мне написать книги о развитии памяти школьников в зависимости от условий обучения, о развитии учебной деятельности младших школьников, в которых раскрываются пути формирования этой деятельности – прямые и косвенные, особенности этого процесса, условия успешности школьников в овладении ею, а также – технологии, обеспечивающие продвижение в этом детей, наделенных разными психофизиологическими данными и возможностями. Большое внимание уделено детям риска, особо нуждающимся в педагогической поддержке и помощи, что привело к участию в разработке системы коррекционно-развивающего образования младших школьников, созданной ученицей Л.В. Занкова Г.Ф. Кумариной.
В памяти осталось немало эпизодов, связанных с Леонидом Владимировичем. Вот два из них. Когда умер Лев Семенович Выготский, его семья – жена и дочки оказались без кормильца. И Занков, и другие ученики Выготского каждый месяц собирали некоторую сумму и передавали вдове.
Это о Занкове человеке. А вот о Занкове – бойце.
В 1967 году должно было состояться заседание Президиума Академии педагогических наук. Один из вопросов повестки звучал примерно так: "Политические ошибки в системе Занкова". К этому вопросу я имела самое непосредственное отношение, поводом для обсуждения стал мой учебник. Вместо того чтобы начать изучение истории XIX века по "идеологически правильным" авторам, я вставила в книгу отрывки из произведений детской писательницы XIX века А. Ишимовой, посчитав, что эти проверенные не одним поколением маленьких читателей тексты как нельзя лучше подойдут для наших целей. Но, очевидно, многим моя "аполитичность" показалась идеологически неправильной. "Порку" планировали на самом высоком уровне: заседание должен был вести Николай Павлович Кузин, вице-президент АПН.
Но когда я пришла на заседание, мне сказали, что вопрос снят с повестки дня. Дело в том, что Занков, отстаивая свои идеи, дошел до ЦК КПСС, как говорят, до самого Суслова. Опять же, как говорят, подоплека всей этой истории крылась в том, что АПН РСФСР тогда преобразовывалась в АПН СССР, и именно этот момент противники Занкова, хотевшие забаллотировать его, удар решили нанести через его учеников, конкретно – через меня. Не получилось.
А Кузина вскоре сняли.

Научная школа Л.В. Занкова, ученика великого Выготского, дала возможность нам, ученикам Леонида Владимировича и его последователям, достичь высокого профессионального уровня, участвовать в решении актуальных проблем современной школы, ориентирующих на непрерывный личностный рост и развитие школьников. Свидетельство успеха научной школы и значимости нашей работы – новая дидактическая система.

 

Версия для печати

 
Методическая помощь

Курсы

Занковские чтения

Конкурсы

Марафон

Журнал "Практика образования"

Вебинары для учителей

Интернет-магазин

Внимание!

Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать администратору сайта, на почту

Для корректного отображения сайта просьба использовать браузеры Mozilla Firefox 3 и выше, Opera 9 и выше, Chrome, Internet Explorer 7 и выше.

Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

e-mail

пароль



Забыли пароль?