Главная  /  О системе  / История / Подходы к созданию учебника

Подходы к созданию учебника

Автор: Полякова А. В.


ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ УЧЕБНИКА


Антонина Владимировна ПОЛЯКОВА, автор курса "Русский язык"

 

Я пришла в занковскую лабораторию (она до 1968 года называлась лабораторией воспитания и развития, а затем лабораторией проблем обучения и развития учащихся) в 1961 году, т.е. когда дети первого эксперимента учились

уже в 4-м классе .
А впервые я встретилась с Леонидом Владимировичем раньше, при обстоятельствах, когда я даже и не знала о его лаборатории: он был оппонентом на защите моей кандидатской диссертации в 1958 году в Институте психологии АПН РСФСР.
Помню, я привезла ему диссертацию. Он был очень любезен. Когда я уходила, он галантно подал мне пальто. Это было так необыкновенно и неожиданно. Мы, студенты и аспиранты, считали ученых чуть ли не божествами, а тут тебе подают пальто… Вообще Леонид Владимирович был эстет, настоящий интеллигент, у него многому можно было в этом плане поучиться.
После защиты диссертации я поступила на работу в институт, где была лаборатория Л.В. Занкова, но в сектор дидактики к Б.П. Есипову. Из-за нехватки помещений сотрудники Есипова и Занкова размещались в одной большой комнате. У Леонида Владимировича на девятерых его работников было всего два стола и его стол. Но это никого не смущало, так как основная работа проводилась в школе № 172 г. Москвы, где было место для каждого сотрудника, там имелось и оборудование, помогавшее следить за работой детей на уроках.
К концу обучения в 4-м классе накопилась огромная документация в виде записи всех без исключения уроков в первом экспериментальном классе с 1-го по 4-й годы обучения. Занкову очень важно было получать данные о процессе усвоения знаний и развития школьников. Мне он поручил обработку материалов уроков по русскому языку. Из записей уроков с 1-го по 4-й класс мне предстояло проследить за ходом учения одного слабого ученика и одного сильного (сравнительно). Позже моя статья на эту тему была помещена в сборнике "Усвоение знаний и развитие младших школьников" (1965, "Просвещение"). Это была очень трудоемкая работа. Но были среди напряженных дней и "тайм-ауты".
Так, окончание 4-го класса нашими подопечными мы отпраздновали в ресторане "Прага". Леонид Владимирович пригласил всех своих сотрудников. Было очень весело. Занков был улыбчив и приветлив. Непринужденная обстановка раскрепощала. Я решилась исполнить два романса, чем очень удивила Занкова. А я ведь знала, что его супруга, Анна Иосифовна Малюта, была солисткой радио, известной певицей. А вот решилась. Сам Занков был музыкален, играл на рояле. Обо мне он решил, что я училась пению, хотя это было не так.

Приближался период работы над учебниками. Учителям, с которыми мы сотрудничали, уже не хватало одних наших лекций и выступлений, совместной подготовки уроков. Да и охватить всех стало невозможно, хотя мы много ездили в командировки. По системе Л.В. Занкова работало уже более 1200 классов в 52 регионах.
Я начала с разработки пробных упражнений, их проверки в учебном процессе. В 1965 году в издательстве "Просвещение" был опубликован первый наш учебник по русскому языку для 1-го класса. При его подготовке я не думала о своем авторстве (программа была составлена Занковым). Зная характер Леонида Владимировича (он не любил не согласованных с ним решений), на титульном листе я не поставила свою фамилию. Но Занков, ознакомившись с учебником, мою фамилию как автора поставил сам. А затем в 1966–1967 годах как экспериментальные вышли учебники для 2-го и 3-го классов. Почему только три учебника? Да потому, что при четырехлетнем обучении наши дети осваивали учебный материал за три года.


В целом результаты, полученные во всех регионах, где использовалась система Л.В. Занкова, показали эффективность новой дидактической системы обучения, что и повлияло на изменение сроков начального обучения: в начале 70-х годов оно стало трехлетним.

Я не буду касаться дальнейшей судьбы лаборатории. При всей эффективности системы Л.В. Занкова ее деятельность, на мой взгляд, была встречена ученым педагогическим миром в штыки. Хотя сроки начального обучения в стране изменились, суть оставалась прежней: традиционной и в содержании, и в методах.
Занков особое внимание уделял разработке методик изучения учащихся.
Он, как руководитель, требовал не только исполнения его указаний, дисциплины, послушания, но приветствовал научную инициативу, новые перспективные поиски. Что касается моей работы, то я поставила такие задачи разработки методики для изучения учащихся, которые были очень трудоемкими при сборе материала. В двух школах Москвы было взято по одному классу – обычному и занковскому, в них по четыре ученика разной успеваемости. В индивидуальных опытах все ученики выполнили на протяжении 1–3 классов (не из учебников) 720 индивидуальных заданий, т.е. по 90 каждый ученик (см.: "Усвоение знаний и развитие младших школьников". М.: "Педагогика", 1978). Сравнение результатов показало большое преимущество учащихся занковского класса в уровне их развития.
Однажды Леонид Владимирович на заседании, заслушав мой отчет, сказал, обращаясь к сотрудникам: "Антонине Владимировне надо помочь в сборе материала по ее методике. Это очень перспективное направление". Речь уже тогда шла об уровневом изучении учащихся. Эта идея была позже реализована в учебниках 90-х годов.
Приятно вспомнить, что после выхода своей очередной книги Леонид Владимирович подписывал ее всем сотрудникам, в том числе и мне: "Дорогой Антонине Владимировне…" Первая такая книга была "О начальном обучении" (1963), где он написал после моего имени: "очерк нашего пути в построении начального обучения". А о первом учебнике русского языка (1965), который я ему тоже подписала и посетовала: "Какой тоненький!", сказал: "Мал золотник, да дорог". Для меня это было высшей похвалой.
При жизни Л.В. Занкова (до 1977 года), затем до 90-х годов наши учебники больше не издавались. Учителя бережно их собирали, передавали друг другу. В г. Туле делали ротапринтное издание.
В 1991 году мы возобновили работу над учебниками. Второе поколение учебников было пробным, затем вышли учебники 3-го поколения (1993–1995), рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, – тогда еще оставалось трехлетнее обучение. В 2000 году начался переход на 4-летнее обучение. Появилось много альтернативных учебников, но наша система и учебники получили статус государственных наряду с традиционными и учебниками системы Эльконина–Давыдова.

Мы любили Л.В. Занкова за его искрящийся ум, непреклонность в отстаивании своих позиций. Внешне он был невозмутим, но я знаю (по его письмам во время, когда иногда я его замещала), что он очень переживал нападки на систему общего развития. Она сохранилась благодаря преданности идее и мужеству самого Леонида Владимировича и его сотрудников.
В заключение хочу рассказать об одном очень важном для лаборатории событии, к которому и я имела некоторое отношение. После успешного завершения экспериментально-педагогического исследования проблемы обучения и развития и выхода в свет монографии "Обучение и развитие" (М., "Педагогика", 1975) оформлялись документы на представление к Государственной премии. В них фигурировала и справка о моем творческом вкладе, в которой Леонид Владимирович высоко оценил мое участие в работе лаборатории в период широкого эксперимента и составленные мною учебники. Для меня такая оценка моего труда была не просто важной, она придала новые силы для дальнейшего совершенствования учебников по русскому языку.
Государственную премию мы не получили. Говорили, что особенно против был постоянный наш соперник В.В. Давыдов. Так это или нет – уже не важно. Тысячи учителей работают по нашим учебникам.
А Л.В. Занков в период разговоров о Государственной премии был награжден орденом Ленина. Такая высокая награда тоже стала признанием его новой дидактической системы начального обучения. Системы, которая признана
в настоящем, и за которой, по моему твердому убеждению, будущее.

Версия для печати

 
Методическая помощь

Курсы

Занковские чтения

Конкурсы

Марафон

Журнал "Практика образования"

Вебинары для учителей

Интернет-магазин

Внимание!

Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать администратору сайта, на почту

Для корректного отображения сайта просьба использовать браузеры Mozilla Firefox 3 и выше, Opera 9 и выше, Chrome, Internet Explorer 7 и выше.

Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

e-mail

пароль



Забыли пароль?