Главная  /  О системе  / История / Шаг за шагом

Шаг за шагом

Автор: Товпинец И. П.


  ШАГ ЗА ШАГОМ

Ирина Павловна ТОВПИНЕЦ
автор курса "Окружающий мир"

Леонид Владимирович Занков был моим научным руководителем в годы учебы в аспирантуре, а после защиты диссертации до закрытия лаборатории я работала в нашем занковском коллективе в Институте теории и истории педагогики Академии педагогических наук.
Вспоминается теперь уже далекий 1957 год. Леонид Владимирович приобщил нас, аспирантов и молодых сотрудников, к подлинно научному дидактическому исследованию. Одной из главных задач в развернувшемся эксперименте по проблеме обучения и развития младших школьников было накопление базы научных данных, сбор фактического материала, разработка методик разностороннего изучения учащихся. Исследование было нацелено на выявление условий оптимального продвижения младших школьников в общем развитии в процессе обучения.
Наша лаборатория была организована в 172-й московской школе на улице Чехова в самом центре Москвы. Лабораторию и класс соединяло окно, через которое мы, не отвлекая детей, могли наблюдать, как идет урок, что происходит в классе. Мы регулярно вели записи и на уроках, ребята нас хорошо знали, потому что мы оставались с ними после уроков, проводили индивидуальные беседы, участвовали в работе созданного детского клуба по интересам, в подготовке праздников, школьных мероприятий.
Учительницей первого экспериментального класса стала Надежда Васильевна Кузнецова, только что окончившая Московское педагогическое училище. Надежда Васильевна не была обременена традиционными педагогическими подходами, была эмоциональна и доброжелательна к детям и легко пошла на эксперимент. В классе царила обстановка сотрудничества, дети радовались успехам своих одноклассников. Нам, сотрудникам лаборатории, в такой обстановке работалось с интересом.
Координировал инновации учебного процесса сам Леонид Владимирович. Обычно после уроков он беседовал с Надеждой Васильевной, анализировал успехи и трудности, намечал следующий шаг эксперимента.

Могу утверждать: с первых дней класс жил насыщенной событиями жизнью. И что немаловажно: на базе продвижения в общем развитии успешно шло с опережением традиционного учебного плана освоение программного материала.
Часто организовывались экскурсии: исторические, по ознакомлению с архитектурными памятниками Москвы и Подмосковья, походы на природу, на выставки, в спорткомплексы и в библиотеку. В классе работал клуб со свободным посещением кружковых занятий – прикладного искусства, рисования, ритмики и танца, хора, технического кружка, где занятия часто проводил Леонид Владимирович. Периодически устраивались тематические утренники, отмечались народные праздники, праздновали дни рождения детей с чаепитием и угощением. Все эти события сближали ребят, они жили общими интересами, часто общались друг с другом. В этой обстановке радости познания разностороннего культурного влияния на личность формировались духовные потребности младших школьников.
Вот так в живой практике научной школы академика Л.В. Занкова рождалась новая дидактика. Было апробировано безотметочное обучение для создания обстановки комфортности учения, особенно для слабо подготовленных к школе детей. Понятно, при этом уходила роль оценки, в том числе "пятерки" как стимула обучения. На деле реализовывался тезис Занкова о том, что жизнь детей на уроке должна быть разносторонней, познавательно насыщенной, активной, с выражением свободных суждений школьников, открытостью в выражении эмоций, чувств, отношений. Трудности слабо подготовленного ученика и продвижение сильного сравнивались не с традиционным эталоном "среднего" ученика, а с тем, на какую планку поднялся каждый от своего исходного уровня. Помощник и соратник Леонида Владимировича Мария Васильевна Зверева разрабатывала проблему индивидуальных вариантов развития младших школьников. Она вместе с Занковым опубликовала монографию с описанием разнообразных методик изучения учащихся.
В ходе исследования и практики рождалась новая целостная дидактическая система. Она цементировалась новыми дидактическими принципами – осознания процесса учения, соблюдения высокого уровня трудности в обучении, стимулирующего оптимальное интенсивное продвижение школьников в общем развитии и др. В методической системе действовало правило: "Жвачка – враг развития", понимаемое как запрет на повторение однотипного по характеру познавательной деятельности учебного материала, что тормозило развитие детей.

И позже, после этого первого этапа эксперимента, лабораторией накапливался фундаментальный фактический материал хода учебного процесса в начальных классах школы 60–70-х годов, тестовые срезы продвижения в развитии учащихся с 1 по 4 класс в течение нескольких лет, анкетные данные отношения родителей учеников к эксперименту, оценки учителей разных школ. Архив лаборатории Л.В. Занкова, сосредоточенный в Российской академии образования, представляет большую научную ценность.
Леонид Владимирович очень дорожил нашим научным багажом. Вспоминается такой случай. Однажды мы, молодые сотрудники, перевозили папки с записями уроков, протоколами изучения учащихся в институт для хранения. И так как очень устали, оставили эти материалы на рабочих столах в лаборатории, не прибрав их в шкафы. Наутро Леонид Владимирович был мрачнее тучи. Он сделал нам строгое замечание и даже хотел сделать официальный выговор по институту за такую, по его мнению, небрежность в отношении хранения научного материала.

Много хорошего можно сказать о нашей лаборатории. Прежде всего о творческой заинтересованной атмосфере в ней. Вспоминаю, как широкий эксперимент в 70-е годы развертывался в школах Твери (тогда г. Калинин). Мы буквально месяцами жили на окраине города в кемпинге на берегу Волги у шоссе Москва – Ленинград. И каждый день с утра выезжали по школам, работали с учителями экспериментальных классов, проводили беседы со школьниками, апробировали новые методические приемы и учебники.
А вечерами… Незабываемые вечера – посиделки на берегу Волги у костра под шум верхушек высоких сосен, или свободные беседы с духовно богатым, разносторонне образованным и любимым всеми Леонидом Владимировичем. Тогда наш учитель раскрывался с особой стороны. С интересом слушали мы рассказы о его работе после окончания университета в подмосковной воспитательной школе-колонии для детей и подростков. В те трудные годы всем учителям приходилось участвовать в хозяйственной жизни школы. Леонид Владимирович очень гордился тем, что там он научился запрягать лошадь и управлять повозкой. Удивительно, но со знанием дела из уст академического ученого звучали слова: "хомут", "супонь", "подпруга" и пр.
Леонид Владимирович очень ценил музыку как часть духовной культуры человека, сам играл на фортепиано. В его семье все были музыкантами. С гордостью рассказывал Занков, как после окончания Гнесинского музыкального училища его дочь Наташа уехала из Москвы на далекий удивительный "материк" – Камчатку. И как там вместе с молодым мужем, впоследствии известным музыкантом, они строили новую музыкальную школу для детей. Костер догорал. И мы тоже на волне грезившихся больших проектов шли готовиться к завтрашним будням – бурным дебатам с учителями-новаторами, нестандартным педагогическим коллизиям.

Такой вот разнообразной и интересной была жизнь лаборатории обучения и развития. Мы напряженно и много работали, умели и хорошо отдохнуть. Коллектив получился сплоченный, объединенный как волей умелого руководителя, так и общей значимой целью. Во многом это способствовало тому, что мы успешно справились с поставленной задачей и разработали новую дидактическую систему обучения младших школьников.

Версия для печати

 
Методическая помощь

Курсы

Занковские чтения

Конкурсы

Марафон

Журнал "Практика образования"

Вебинары для учителей

Интернет-магазин

Внимание!

Обо всех замеченных ошибках просьба сообщать администратору сайта, на почту

Для корректного отображения сайта просьба использовать браузеры Mozilla Firefox 3 и выше, Opera 9 и выше, Chrome, Internet Explorer 7 и выше.

Написать письмо На главную Карта сайта Помощь

АВТОРИЗАЦИЯ

e-mail

пароль



Забыли пароль?